Культура

Путешествие в «Автодоме» по России: комфорт или экстрим?

18 июня 2013 10:11 Светлана Морозова, smorozova@mr-msk.ru
версия для печати
Каково это – путешествовать по российским дорогам в автодоме, узнала редактор «Моего района» Светлана Морозова, приняв участие в автопробеге «Великая Волга».
Путешествие в «Автодоме» по России: комфорт или экстрим? Фото: Алексей Светозарский

C каждым годом машин в России и, особенно в Москве, становится все больше. А это значит, что все больше людей могут позволить себе попутешествовать. Сначала – ненадолго и недалеко. Потом – увеличивая дальность и продумывая новые маршруты. Одновременно с этим людям хочется в пути больше комфорта. Это тоже естественно и прогнозируемо. Вот так и возникает мысль о покупке жилого прицепа или автодома.

Путешествие дилетанта 

Автопробег «Великая Волга» в автодомах. 12 дней в пути. Маршрут: Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Самара, Тольятти, Сызрань, Ульяновск, Пенза. Руководитель автопробега - член совета Межрегиональной общественной организации «Лига Караванеров» ВАДИМ ДАШУК.

В автопробеге участвовало 8 машин, семь из них были полноценными автодомами – альковного типа (см. ниже классификацию), восьмая – джип Фольксваген с жилым прицепом на буксире. Основная масса пассажиров – журналисты, сотрудники региональных туристических ведомств и компаний. Все, как один – первый раз путешествуют в автодоме.

Ничего не могу сказать об организации маршрута – им занимались другие люди, так же, как арендой автодомов. Зато впечатления туриста, путешествующего в комфортабельном кемпере - к вашим услугам.

Уже через несколько часов пути определилась пара самых популярных фраз:

- уй, черт!

- ой, извините.

Дело в том, что жилой отсек, хоть и предназначен для шестерых, но во время езды в нем и четверым тесновато. Свободной площади, как в железнодорожном купе, плюс качка. Особенно, когда съезжаешь с федеральных трасс в глубинку. Поэтому, нужно быть очень осторожным.

Все, что плохо закреплено – на полу, или на твоей голове, ноге и т.д. Все, что может расплескаться (кофе в чашке, вода в неплотно закрытой бутылке) – выплескивается на тебя же.

Еда в пути – отдельная история. Нужно исхитриться подладиться под ритм передвижения и не укусить бутерброд вместе с собственным языком.

Печкой (на газовых баллонах) лучше пользоваться на стоянке. Если же припечет выпить кофе в пути, то для удержания чайника и крышки плиты нужны 2 человека. Один держит чайник, второй – крышку.

Понятно, что автопробег везде встречали и кормили. Но, если бы я ехала сама, то обязательно взяла бы с собой кроме чая/кофе и питьевой воды, запас каких-нибудь каш, булочек, кексов, сухой колбасы для завтраков. Обед тоже можно запросто приготовить на стоянке. Я уже прикинула, как с помощью только одной кастрюли можно сделать отличный чахохбили.

Что же касается достопримечательностей и красот – они выше всяких похвал. Можно не отказывать себе в удовольствии задержаться на приглянувшемся месте, пока не надоест или еда не закончится.

Очень важный момент: при составлении маршрута, узнайте – какой оператор связи лучше всего функционирует там, куда вы направляетесь. А то я столкнулась с проблемой, что мой московский МТС в Заветлужье (Нижегородская область) мало где работает.

Про интернет. Там, где есть интернет, мы не останавливаемся, а где останавливаемся - его нет. Можно выйти в Сеть через телефон. По скорости напоминает модем Robotics двадцатилетней давности, когда 14 kbit/sec было верхом технического прогресса.

Через 3 дня пути наш руководитель и опытный караванер Вадим Дашук резюмировал:

- Итак, на данный момент все идет по плану. Проехали Нижегородскую область, Республику Марий Эл и сейчас стоим в Чувашии. Из потерь: проколотое колесо, развалившийся диск на прицепе и забытая на презентации в Нижнем флешка.

Из приключений - как всегда у новичков, летающие по салону шмотки, пирожки и фотоаппараты, а так же синяки и ссадины на локтях и коленях (ибо нефиг гулять по салону во время движения, а если пошел, то учись ходить как матрос в шторм). На второй день научились пользоваться печкой и бойлером. Выяснилось что жрать на ходу - главная обязанность караванера. А справлять нужду во время движения по нашим дорогам - не всегда безопасно для организма. Короче - знания приходят и уходят, а опыт остается. 

Вот про интернет, синяки и еду в пути Вадим верно говорит. А про удовольствия от путешествия – вы нам расскажете! 

Что такое «автодом»

Общее название «автодом» принадлежит как собственно «автодому» - машине, объединенной с жилым помещением (правильное название – «кемпер»), так и отдельному жилому прицепу, едущему за машиной (в Европе называется «караван»).

Любители путешествий «подсаживаются» на поездки в автодомах из-за независимости, которую он дает. Турист в автодоме не зависит от гостиниц, выбирает маршрут сам и сам же решает, сколько времени посвятить любой достопримечательности.

В России такой вид туризма только начинает развиваться, а вот в Европе и США ему уже почти сотня лет, и караванеров там – миллионы. На них работает огромная инфраструктура: кемпинги, предоставляющие снабжение питьевой водой, электричеством, канализацией, теплыми душами и туалетами, кухней, мусорными свалками, утилизационными баками, детскими площадками и местами для прогулки с животными. Для караванеров издают путеводители, выпускают сотни нужных в поездке мелочей.

В Европе основное количество караванеров – пенсионеры. Они, выходя на пенсию, покупают (часто в кредит под смешные проценты) такой вот автодом и – разъезжают по всему миру.

В России до этого уровня сервиса пока далеко. Однако в центральной части страны, особенно вдоль популярных туристических направлений (Золотого кольцо, Селигер) и возле крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Казань) появились современные кемпинги для автотуристов и строятся новые.

Вадим  Дашук: Я путешествую в автодоме давно, причем и по Европе, и по России. Хотя, прошел перед этим нормальный путь автотуриста – сначала машина побольше, потом прицеп (караван) и вот теперь – автодом. В итоге я понял, почему выбирал именно его.

Дело в том, что путешествие с жилым прицепом и в автодоме немного отличается для разных типов туристов. Даже, если они двигаются по одинаковому маршруту. Турист с караваном позади своей машины любит неспешно отдохнуть: поставить прицеп в красивом месте и отдыхать. Если нужно куда-то недалеко съездить, под рукой машина. 

Автодом же нравится тем, кто любит именно движение. Мы, конечно, тоже останавливаемся там, где хотим: хоть в городе (очень удобно, что свой дом может стоять, хоть на Елисейских полях – шутка! А в реальном кемпинге в Булонском лесу практически около Эйфелевой башни – не шутка), хоть возле моря или еще где. Но главное все же движение, когда за день проезжаешь 300-400 км, многое видишь, есть из чего выбрать объекты для более внимательного знакомства. 

Автодом (Кемпер)

В автодоме используется шасси легких грузовиков, на который и ставится жилой модуль. Почти всегда в автодоме места для сидения на ночь трансформируются в спальные, а в некоторых моделях (они называются «альковные») есть еще альков над кабиной водителя. В итоге в одном автодоме может разместиться до 6 человек.

Еще в жилом отсеке есть биотуалет, душ, газовая плита, холодильник, газовое отопление, кондиционер, шкафы для одежды и других предметов, освещение общее и локальное, над спальными местами.

Энергообеспечение автодома бывает двух видов: автономное - от дополнительной аккумуляторной батареи и от стационарной сети. Аккумуляторы могут подзаряжаться от стационарной сети или от двигателя автомобиля. Еще лучше поставить солнечные панели на крышу, и тогда вы будете абсолютно независимы от стационарной сети. 


Караван

Это прицеп-дача на колесах, буксируемый легковым автомобилем. Как правило, жилой отсек просторней и больше, чем в автодоме, но набор удобств практически не отличается. Из явных плюсов: существенно ниже стоимость, из явных минусов – меньшая маневренность и невозможность находиться в прицепе во время езды.

Какая категория прав нужна для управления жилым прицепом или автокемпером?

1. Если максимально допустимая масса прицепа меньше либо равна 750 кг, то никаких особенностей при транспортировке нет и Вам достаточно иметь права категории "В". Это следует из пункта 7 «Правил сдачи квалификационных экзаменов» утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (с изменениями от 8 сентября 2000 г., 21 ноября 2001 г.).



2. Если максимальная масса буксируемого прицепа превышает 750 килограмм, то достаточно будет прав категории «В», при выполнении следующих условий:

- максимальная масса автопоезда (макс. масса автомобиля + макс. масса прицепа) не должна превышать 3500 килограмм;

- масса снаряженного автомобиля должна быть больше максимальной массы прицепа. Это прописано в пункте «8» «Правил сдачи квалификационных экзаменов» утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (с изменениями от 8 сентября 2000 г., 21 ноября 2001 г.).

3. Если вы хотите путешествовать в автодоме за рубежом 200 стран мира действительными считают только международные водительские права. Например, в Китае действительны только китайские права, которые вам придется получать по приезду в Китай.

В странах, которые присоединились к Женевской конвенции 1968 года, как правило, можно ездить по нашим национальным правам, т.к. вся основная информация дублирована в них на французском (одним из официальных языков Конвенции), но имеет смысл сделать перед поездкой для спокойствия и Международное Российское водительское удостоверение.

Тем более, что для получения международного удостоверения даже не нужно сдавать экзамен. Вы должны прийти в ГИБДД с документами, необходимыми для получения национальных прав и уже имеющимися водительскими правами.

Международное удостоверение выдается на три года и действительно только вместе с предъявлением национального водительского удостоверения. 


Как организовывать маршрут

Главное в организации маршрута – собрать и обработать информацию о достопримечательностях и местах стоянок. В Европе это нетрудно, нужно только знание языка. Зато в России придется приложить усилия.

Начнем, как обычно, с поисковика или со специализированных ресурсов для автопутешественников. Задаете вопрос: «Достопримечательности по маршруту от города Х до города У…». Смотрите, выбираете, определяетесь с маршрутом более детально.

Затем – поиск по пути вашей поездки подходящих мест стоянок. Это могут быть как кемпинги, так и базы отдыха, лагеря или даже «Дикие» места. Главное, чтобы вы получали на стоянке то, что нужно вам и машине: безопасность, дозаправку водой, электричество, горячий душ, оборудованную кухню.

Вадим Дашук: Для этого, после того как собрали маршрут, ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! созвонитесь с каждым местом стоянки и убедитесь, что вас там ждут и реально предоставят все то, что вы прочитали на их сайте. Неплохо так же уточнить время работы и стоимость. То же касается и мест, которые вы хотите посмотреть. К сожалению эта особенность – реалии современного бизнеса в России, и их обязательно нужно учитывать.

И еще. Вопрос безопасности на дорогах России для автотуриста – один из главных. Мои рекомендации: ездить небольшими группами, в 2-3 машины. Выбирать для ночлега места рядом с действующими базами отдыха или лагерями (а еще лучше договариваться о стоянке на их территории). Внимательно относиться к тому, чтобы автодом был заперт и не оставлять в прямой видимости внутри машины никаких ценных вещей.

Что еще должно вас интересовать? Конечно, хорошо бы знать заранее, где по маршруту находятся заправки и мастерские авторемонта. И качество дорог, конечно – наверное, важнейшая деталь при планировании поездки.

Но пока такую информацию нельзя получить в одном месте, нужно посвятить немало времени серфингу по Сети.

Во время автопробега «Великая Волга» (Москва – Нижний Новгород – Йошра-Ола – Чебоксары – Самара - Пенза), к примеру, руководитель пробега – Вадим Дашук, сначала на своем автодоме проехал весь маршрут, чтобы познакомиться с условиями путешествия. Но ведь обычный автотурист этого делать не будет? Значит, нужно искать и аккумулировать информацию. Многое можно узнать, обратившись в Лигу караванеров России . Там подскажут, основываясь на собственном опыте, наилучшие маршруты и с радостью посоветуют, как преодолеть возможные трудности, чтобы путешествие принесло вам только удовольствие и пользу.

Что брать с собой

Чем еще привлекателен автодом, так это возможностью не подсчитывать килограммы багажа. С другой стороны, в путешествии много чего потребуется, поэтому начните со списка.

Личные вещи и средства гигиены

Кухонная утварь и продукты

Постельные принадлежности

Питьевая вода и дополнительные газовые баллоны

Велосипеды, игры, мячи, ракетки – все, что может вам пригодиться. Этот список может быть существенно расширен, если с вами едут дети. Им ведь скучно долго ехать в специальном кресле, вот и придется наверстывать упущенное на стоянках.

Фото, видео и иные гаджеты и зарядки к ним.

Сколько стоят и где покупаются автодома

Решите вопрос: вы берете автодом в аренду или покупаете?

Аренда

Средняя стоимость аренды автодома эконом-класса на сутки в Москве составляет от 4 до 10 тысяч рублей («Кемпер»). Караваны существенно дешевле (от 2 до 5 тысяч рублей в сутки), но предложений гораздо меньше.

Цена зависит от самого автодома и срока аренды, чем он будет дольше, тем дешевле обойдется стоимость аренды на каждые сутки. Дополнительные траты могут быть за постельные принадлежности, газовые баллоны, кухонную утварь.

К тому же необходимо будет внести залог. Чаще всего сумма залога приближена к 1500 евро, но и она зависит от количества арендованных дней, типа и категории автодома.

Иногда компании накладывают ограничения на аренду: возраст не менее 23-25 лет, водительский стаж не менее 2 лет, максимальный дневной пробег не более 200-400 км.

Есть еще единовременный «сервисный» сбор от 10 до 100 евро. Сервисный сбор, как правило, включает в себя обязательный инструктаж, подготовку и обслуживание автодома (наружная мойка и внутренняя уборка) после его сдачи, полную заправку газовых баллонов, бойлеров и резервуаров для воды, заправку туалета специальными средствами, полную заправку автомобиля топливом, проверку функционирования всех систем автодома перед выездом и дополнительный набор в дорогу туалетных и гигиенических принадлежностей.

И помните, что все повреждения, которые были нанесены автодому в вашем пользовании, будут возмещены за ваш счет.



Страхование ОСАГО и Автокаско включено в стоимость.

Покупка

В России автодома – как прицепы, так и автокемперы, не производят. Чаще всего их покупают на вторичном рынке в Европе.

Цена на интегрированные автодома колеблется от 2,5 млн. р. до 10 млн.р., на альковные и полуинтегрированные – от 2 млн.р. до 3,5 млн. р., на прицепы и автодачи – от 600 тыс. р. до 1,2 млн.р.

При выборе кемпера стоит обратить внимание среди прочего на объем двигателя. Например, американские кемперы часто оснащены 5-литровыми двигателями, а соответственно на 100 км пути двигатель будет «съедать» порядка 20-25 литров топлива. Так что, не обратив на это внимание, вы рискуете разориться на одной лишь заправке.

Кроме того, вам будут необходимы запасные части, средства по уходу, дополнительное оборудование и предметы для кемпинга. В зависимости от назначения аксессуары объединяют в такие группы: системы водоснабжения, газовое оборудование, мультимедиа, техника для караванинга, холодильное оборудование и кондиционеры, маркизы и палатки, электричество, товары для детей.

Тонкости эксплуатации

Неважно взяли ли вы в аренду, или купили, ваш дом готов к путешествию. И тут не лишне помнить некоторые простые правила.

Парковка автодома возможна везде, где нет на то запрещающего знака.

Бак с чистой водой рассчитан (при активном потреблении) не более чем на пару суток, поэтому на каждой стоянке нужна дозаправка. Сделать это можно в кемпинге, на заправке или автомойке. Иногда – бесплатно.

В туалете отходы скапливаются в специальном контейнере и, за счет химических веществ, превращаются в жидкость. Слить ее можно только в стационарную канализацию, а бак «серой» воды, в которую попадает вода из душа и кухонной мойки, можно сливать просто в ливневую канализацию. При этом никакие санитарные нормы не нарушаются.

Подключение к электричеству – самая большая проблема. Сделать это можно лишь в специально оборудованных кэмпингах. Поэтому, планируя маршрут, выясняйте их наличие. Но лучше поставьте солнечные панели и забудьте об этой проблеме навсегда.

Стоимость стоянки за сутки в них в зависимости от приближенности к большим городам колеблется от 400 р. до 600 р. за размещение автодома, плюс от 100 р. до 400 р. – за одного человека, от 50 р. до 200 р. – за одно животное, от 50 р. до 250 р. – за прочие услуги (электрозарядка, услуги прачечной, подключение к Интернет (Wi-Fi)).

Удачного путешествия!

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 219

Все опросы…