Истории

Новые автобусы, транспортные узлы и Большой Брат: что получит Петербург в ближайшие годы

Тихие автобусы на экологичном топливе, интеллектуальные системы организации дорожного движения и слежки за горожанами, транспортно-пересадочные узлы (или новые торговые центры), бесплатный Wi-Fi в метро и пункты приема стеклотары по рублю за бутылку – «Мой район» собрал все, что пообещали полезного для петербуржцев на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме.

Автобусы на природном газе

Общественный транспорт Петербурга будет работать на газовом топливе – об этом во время ПМЭФ договорились губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков. В бюджете города на 2013 год заложены 280 тысяч рублей на покупку новых автобусов. Они используют природный газ вместо бензина.

Это часть федеральной программы по переводу транспорта на экологичное топливо: метан при сгорании выделяет меньше токсичных компонентов, чем другие виды органического топлива. Такой общественный транспорт используется в США, некоторых странах Европы, а больше всего автобусов на газе ездит по дорогам Пакистана (3,1 млн). В июне 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее АЗС заправлять машины газовым топливом.

Внешне новые автобусы, скорее всего, не будут отличаться от моделей с бензиновым двигателем. На сайте «Газпрома» говорится, что газовые двигатели в два раза тише. Пример тому – гибридный «Ё-мобиль», который работает на газе и бензине одновременно. Первыми на газ перейдут автобусные парки на улицах Хрустальная и Гусарская.

В мае 2013 года автобус на газе взорвался в Москве. Аналогичные инциденты происходили в других городах России.

  • TASS_4603133

    В Москве на Речном вокзале взорвался автобус. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4603127

    В Москве на Речном вокзале взорвался автобус. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4603168

    В Москве на Речном вокзале взорвался автобус. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_4603135

    В Москве на Речном вокзале взорвался автобус. Фото: ИТАР-ТАСС



Новые логистические системы

В продолжение темы общественного транспорта: у японской компании NEC Смольный купит видеокамеры для станций метро и остановок, которые распознают биометрическую информацию о горожанах. А у Сингапура – интеллектуальные системы оптимизации движения, управления всеми сферами жизни города и проекты развития экономических зон и жилых комплексов. Общественный транспорт является самым популярным средством передвижения в этом городе-государстве, им пользуется больше половины населения.

«Мой район» попросил прокомментировать транспортные итоги ПМЭФ руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина. «Функция номер один таких систем (подобных сингапурской – прим. «МР») – это оптимизация трафика на сети. Эта сложная штука позволяет водителю ориентироваться по маршруту, настраивает светофоры в зависимости от трафика и так далее. За этим стоит полувековая математика и опыт развитых мегаполисов. Эта система практически бесполезна для Петербурга. Ключевой параметр таких систем – это уровень связанности сети. Меня ориентируют с одного маршрута на другой. В больших городах России куча мест, где второго маршрута просто нет на географической карте. Связанность сети очень хреновая, поэтому все сложные алгоритмы, построенные на адаптивности сетей бесполезны.



Система автоматического сбора пошлины за проезд в Сингапуре. Фото: «Википедия»

Другая функция таких систем – организация парковки. Я понимаю, что в данном районе мест нет вообще, либо остались очень дорогие места. Оставляю машину где-то по дороге или еду на метро. Абсолютно полезная опция для Петербурга.

Третья опция – система управления всем наземным транспортом, которая в Сингапуре выполнена на пять с плюсом. Она позволяет обывателям прийти на остановку и понять, через сколько минут приедет 35 трамвай. Суперполезная опция. Самая гуманная опция».

Транспортно-пересадочные узлы

На  форуме также стало известно, что в Петербурге появится система транспортно-пересадочных узлов, которые будут состыковывать пригородные электрички, метро, наземный общественный транспорт и автомобили. «Это не частный механизм перехватывающих парковок, а более развернутое, комплексное решение», – отметил губернатор Георгий Полтавченко. Как стало известно журналистам, транспортные узлы могут появиться у метро «Улица Дыбенко», «Купчино», «Удельная», а также станции метро «Ульянка», проектирование которой начнется в июле 2013 года. Полный список «транспортных хабов» Смольный опубликует осенью.

Подземный автобусный терминал и станция метрополитена, расположенные под торговым центром Камппи в Хельсинки, Финляндия. Фото: «Википедия»

Пересадочные узлы есть почти во всех мегаполисах мира. Они позволяют пересесть с одного вида транспорта на другой в комфортной обстановке крытого павильона или торгового центра. «ТПУ – это правильный компромисс между интересами бизнеса и правильной пассажирской логистикой, – продолжает Михаил Блинкин. – Контекст абсолютно гуманный, правильный – мы сооружаем удобный пересадочный узел с опциями для того, чтобы провести время с пользой, где люди элементарно не мерзнут и не мокнут под дождем.

Иногда это получается очень удачно: пассажир попадает в абсолютно европеизированную обстановку, точно знает, когда приедет следующий вид транспорта. Иногда не очень удачно: строится торговый центр, куда принудительно загоняются пассажиры. Но у любого нормального человека идея ТПУ должна вызывать одобрение».

Бесплатный Wi-Fi в метро

На форуме журналисты выяснили, что в петербургское метро до конца 2013 года проведут беспроводной интернет Wi-Fi. Точное число станций, где будут установлены роутеры, пока неизвестно – их может быть от 10 до 39. Всего в петербургской подземке 67 станций. На интернетизацию метрополитена Смольный, скорее всего, не потратит ни копейки: частная компания «Дом.ru» устанавливает общественные роутеры во многих городах России.

Пункты приема стеклотары

После ПМЭФ-2013 в Петербурге появится еще одно «новшество». На этот раз оно не касается общественного транспорта. Власти города помогут пивоваренной компании «Балтика» создать систему пунктов приема стеклотары. «Помимо несомненной экологической пользы, проект важен для города и с точки зрения создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджет», – отметил Георгий Полтавченко. Сейчас в пункте приема стеклотары за бутылку из-под пива можно получить до одного рубля.

Всего правительство Петербурга договорилось на форуме о реализации проектов на общую сумму 130 млрд рублей, большую часть из которых составляет проект по строительству в Шушарах агропромышленного парка, где будут храниться и перерабатываться скоропортящиеся продукты, в том числе – рыба. В Колпино появится завод композитных материалов. Самым распространенным таким материалом является фанера.
 

share
print