Истории

Страховые взносы убьют предпринимательство в Петербурге

С 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей России почти в два раза повысились страховые взносы во внебюджетные фонды – до 35,6 тысяч рублей в год. После такого резкого скачка налогов, по данным экспертов, закрылись или ушли в тень сотни тысяч предпринимателей. В апреле этого года в Госдуму был внесен законопроект (инициирован Общероссийским народным фронтом), предусматривающий снижение взносов для предпринимателей. Однако комитет Госдумы по труду и социальной политике (возглавляемый депутатом "Единой России" Андреем Исаевым) одобрил поправку, согласно которой снижение может произойти только со следующего года, и будет действовать только в 2014 и 2015 годах. Что изменилось в бизнесе Петербурга в связи с повышением взносов и что может произойти, если они не снизятся – в материале «МР».

ХОТЕЛИ. «Чем руководствовались законодатели при введении повышенных размеров страховых платежей – понятно: независимо от вида занятости  на гражданина должна приходиться равная доля ответственности за свое будущее (пенсии, здоровье), – говорит декан факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Кайсаров. – Конечно, немаловажную роль сыграли фискальные ожидания. Нехватка средств в Пенсионном фонде при стареющем населении заставляет изыскивать все возможные резервы.

Однако лукавство принятого закона состоит в том, что платежи за работающего по найму гражданина (или работающего в бюджетной сфере) производятся организациями и учреждениями, которые действуют в совершено иных рыночных или вообще нерыночных условиях. И то, что может выдержать средний и крупный бизнес (и даже малый), вообще несопоставимо с возможностями индивидуального предпринимателя.

Получается странная вещь - в годы острого финансового кризиса государство «протянуло руку помощи» крупному бизнесу, с улучшением ситуации «социальный долг» должны возвращать индивидуальные предприниматели. И самое важное – это, конечно, подрыв доверия действиям власти, которое и так нельзя назвать высоким. Своими неуклюжими действиями законодатели сами совершают шаги, не способствующие стабилизации материального  положения экономически активного населения. Даже при нулевом варианте (возврате к старой системе) вряд ли стоит ожидать симметричного роста количества ИП. Доверие, как и репутация,  зарабатываются годами».

ПОЛУЧИЛИ. «По нашим оценкам, в связи с повышением страховых взносов по состоянию на 1 мая мы потеряли не менее 350 тысяч субъектов малого предпринимательства в России, - говорит председатель правления ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. - Но я видел экспертные оценки, по которым эта цифра еще больше - до полумиллиона. По нашим данным, в Петербурге больше 12 тысяч субъектов малого предпринимательства либо прекратили свое существование, либо ушли в тень.

Вы разговариваете с предпринимателем, для которого это повышение не значительно, продолжает Федоров. - Но для 95% предпринимателей, работающих на территории России, эта цифра крайне существенна. А 40% из них легче уйти в тень или закрыть свое дело. Я понимаю, что когда правительство принимало это решение, ему «напели», что есть такие предприниматели, как я - для которых это повышение будет не важно. Правительство документ приняло, и в результате, когда президент увидел, что вместо получения прибавки в бюджет мы получаем либо предпринимателей в теневом секторе, либо безработных, он дал указание исправить ситуацию и возвратить все в исходное состояние.

Но  так как у нас сейчас вся экономика управляется в ручном режиме, видимо, президент отвлекся, и как только он отвлекся, от людей (которые с моей точки зрения очень слабо себе представляют, что сегодня творится в экономике России) мы сразу же получили предложение о том, где найти деньги - в карманах у индивидуальных предпринимателей».

«Любая детская компьютерная игра, представляющая из себя экономический симулятор, показывает: как только вы начинаете перегибать налоги, ваш город или государство разваливается, потому что все разбегаются, - говорит Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – В этой ситуации наверняка будет не так  много тех, кто убежит физически, но  огромное количество тех, кто убежит экономически. Причем бегство экономическое будет двояко – либо предприниматели уйдут в тень (а уход в тень обозначает не только потери для бюджета, но и рост коррупции), либо они, что называется, «сядут ровно» (а это означает рост обнищания населения и необходимость бюджетных расходов на социалку). Я знаю уже значительное количество предпринимателей, которые сказали: «При этой власти мы больше ничем заниматься не будем, потому что это бессмысленно: не отнимут, так разломают».

«Я знаком с предпринимателями, которые ушли в тень, - добавляет Сергей Федоров, - Есть еще вариант - бизнесмены оформляют документы на лиц без определенного места жительства: этих лиц не найти, а если и «выловить» – с них ничего не получишь».

ОПЫТ. «Да, меня коснулись повышения, как и многих, - говорит петербургский предприниматель Андрей. – Здесь есть такой психологический момент – если мы раскидываем эти деньги на год, то в месяц получается по три тысячи (это невеликие деньги), но это повышение убивает очень много стартапов. Представьте: людям, которые стараются по максимуму сэкономить на всем, чем можно (например, работают сами, не нанимая дополнительный штат), нужно вытягивать каждый месяц три тысячи сверх…

Кроме того, непонятно, за что такое повышение? Когда идет, например, рост цен после Нового года на все, то это примерно понятно: в конце года монополии поднимают стоимость своих услуг на 10%, по цепочке это добегает до потребителя, вырастая на 15-20%. А тут раз - и на 100%.

Изначальный компромисс, в моем понимании, мог бы быть такой: в первый год – повышение на 20%, в следующем – еще на 20%. То есть плавно повышать взносы, более последовательно».

БУДУЩЕЕ. «Предпринимательская среда чрезвычайно важна для обеспечения устойчивости любого современного государства, - говорит Александр Кайсаров. - Именно свободные предприниматели и являются во многом основой свободного демократического развития. Помимо, собственно, экономического вклада в развитие страны именно предпринимательская среда и является тем питательным бульоном, где появляются будущие лидеры бизнеса  и демократического общества.

Если закон примут в таком виде, каким его озвучил господин Исаев, отток продолжится в меньшей мере, но не прекратится в ближайшие годы, - продолжает Кайсаров. - Даже, если все вернется обратно - предприниматели, к сожалению, уже уловили сигналы: здесь велика сила инерции. Данное решение - лишь один из многих факторов, влияющих на решение развивать или останавливать бизнес, поэтому необходимо посмотреть в совокупности, что будет дальше. В целом государство настроено на поддержку бизнеса и здесь есть очевидные результаты в снижении, например, административных барьеров. Видимо, подчас не хватает системного взгляда на проблему, на «просчитывание» последствий».

Когда мы спросили у предпринимателя Андрея, что прогнозирует он, если ситуация не изменится, бизнесмен ответил: «Прогнозированием у нас занимается  Гидрометцентр, а предприниматели уже пляшут «по факту». Наше дело простое: вот ситуация, а мы уже под нее подстраиваемся». Из комментариев всех остальных экспертов можно сделать вывод: подстраиваться предприниматели будут не всегда в пользу государства.

share
print