Истории

Градостроительство в Петербурге: побольше быстрой выгоды, поменьше народного мнения

Современные петербургские градостроители любят апеллировать к скандинавскому опыту. Не секрет, что житие в Стокгольме, Копенгагене ныне считается одним из самых комфортных, несмотря на отнюдь не калифорнийский климат. Архитектор Олав Шульц, член Национального совета Швеции по строительству и планированию, специально приехал в наш город, чтобы оценить трудности и преимущества самого северного из мегаполисов.

Про машины

В Стокгольме десять лет назад сделали платный въезд в центр, как чуть ранее – в Лондоне. Бесплатным он остался только для иностранных машин. За сам факт въезда придется платить около 80 рублей, подсчитал Олав. Сначала люди возмущались, потом оценили все преимущества, так что при более поздних опросах большинство горожан выступило в поддержку этой меры. Тем более, что собираемые деньги шли на поддержку общественного транспорта.

Самые приятные для проживания кварталы Стокгольма расположены у воды. Здесь нет ни одного дома, чьи фасады высятся непосредственно у кромки моря, потому что все берега принадлежат всем стокгольмцам, и вдоль них проложена пешеходная дорожка. Но только не автомобильная. Машинам здесь нельзя парковаться в принципе. Первое, что испытывают скандинавы, оказавшись на наших набережных – это страх и отвращение. Из-за скорости проезжающих тут машин – от 60 до 80 км/ч, из-за шума, из-за выхлопов. Вместо наслаждения городскими пейзажами приходится постоянно оборачиваться вслед проносящимся машинам и мотоциклам. Олав Шульц предлагает снизить скорость движения в городе до 40-50 км/ч, а в дальнейшем – вообще убрать машины с набережных.

Впрочем, с введением платных парковок – о платном въезде в центр говорить пока рано – ситуация несколько оздоровится.

Про общественный транспорт

В Петербурге хорошо развита сеть трамваев (когда-то по этому показателю город и вовсе входил в Книгу рекордов), но сейчас большинство сосредоточено на окраине. Это неправильно – трамваи должны ходить в центре. А еще в Стокгольме есть бесплатные лодки для тех, кто предпочитает добираться по воде.

В тех кварталах, где автомобильная парковка не запрещена, она платная – да, несмотря на платный въезд. Немудрено, что практически в каждом доме имеется подземный паркинг. В историческом центре Петербурга такое невозможно: не перестраивать же из-за этого охраняемые дома. Тогда, говорит Олав, остаются два выхода: популяризировать общественный транспорт и велосипеды (у нас до сих пор сильно убеждение, что в трамвае ездят только лузеры). И строить многоэтажные паркинги в центре.

Про отдых

Олав Шульц показал несколько фотографий шведских уличных кафе. Конечно, шведские города – не все похожи. Мальме и Стокгольм уделяют больше внимание городской среде, поэтому с них и надо брать пример. Так вот, кафе построили прямо на тротуарном газоне. Сделали длинную и узкую стеклянную крышу. Ресторан тянется на квартал. Чем-то это место напоминает наш Большой проспект Васильевского, где собирались когда-то построить огромный ряд торговых павильонов прямо на газонах. Уличные кафе нужны городу – и желательно, чтобы они не создавали, как на Большой Морской, трудностей для прохожих. Но будет ли приятно в них сидеть, если рядом будут проноситься машины?

Королевский сад Стокгольма зимой преобразуется в бесплатный каток для всех желающих. В Петербурге трудно представить, что кого-то начнут просто так пускать за проходную Смольного или в садик у Таврического дворца. И уж тем более – что каток будет бесплатный.

Про здания

В Стокгольме берегут памятники промышленной архитектуры – такие же, как у нас, здания из красного кирпича. Но построить вокруг такого здания несколько современных стеклянных павильонов – в порядке вещей.

Архитекторы заботятся не только о комфорте людей, которые будут проживать в проектируемом ими здании. Они думают даже о прохожих, которые пройдут мимо. К примеру, над балконами в новых домах появились оригинальные, загнутые книзу козырьки. Они сконструированы таким образом, чтобы в них отражалось закатное солнце и бросало бы отсветы на землю. Таким образом, двор будет дольше освещаться дневным светом, который и приятней, и экономичней.

Полномочия на пользование городской землей в Стокгольме имеют муниципальные округа, а не городская администрация. Почему-то, прежде чем определить будущее какого-либо пятна, власти размышляют не о выгоде, а о перспективах района и о том, что в ближайшее время может понадобиться его жителям. Хотя всем очевидно, что построить жилой дом, а в центре – магазин – гораздо выгоднее, чем тот же паркинг.

Горожан в Стокгольме приглашают к обсуждению не как у нас – когда уже есть готовый проект, и исправлять его никто не собирается. Нет, общественные слушания проводят на стадии проектирования. И люди туда ходят. На слушания проектов общегородского масштаба – нет, а на обсуждения проектов муниципального значения набивается толпа.

Про пространства

Петербург славится своими проходными дворами, говорит Олав Шульц, и я был очень удивлен, когда узнал, что большинство из них закрыто для прохода. Да, в Скандинавии приватность жилых территорий тоже имеет больше значение. Есть дворики, в которых появление чужих нежелательно, хотя они не закрыты. Но они аккуратно вымощены, отгорожены живой изгородью, в общем, ненавязчиво показывают прохожему, что здесь не совсем проходная территория. Ворот нет, проход не запрещен.

Необходимо четко определить статус пространств – частное, получастное, доступное, довести до сознания граждан эти уровни. Олав Шульц привел пример, когда в одном из стокгольмских дворов собирались установить то ли площадку для паркура, то ли уличные тренажеры. Посовещались и решили – не получится. Местные жители не пойдут туда заниматься, потому что будут стесняться соседей: кто-то слаб, у кого-то большой живот, кто-то просто неловок. А прочие горожане эту площадку просто не найдут, она спрятана во дворах. Кстати, умозаключение типа «стройте что угодно, раз это нужно городу, но только не в моем дворе» - свойственно всем европейцам, а не только русским.

share
print