Истории

Рейтинг депрессивных районов Петербурга

Комитет по инвестициям Петербурга будет собирать от администраций районов предложения по развитию депрессивных территорий, чтобы понять, какая поддержка и какие инвестиции им нужны. «МР» составил список районов, где много коммуналок и преступников, плохая экология и инфраструктура, но жители которых, как выясняется, вполне счастливы.

1. Адмиралтейский район, особенно Коломна

В Адмиралтейском районе – около 11 тысяч коммунальных квартир. В 2011 году район был лидером по преступлениям: на 100 тысяч населения – 1900. Значительная часть преступлений и коммуналок приходится на Коломну – «остров» между Мойкой, каналом Грибоедова и Крюковым каналом, где нет станций метро, зато есть вторая сцена Мариинского театра.

«На самом деле, жители Коломны чрезвычайно довольны своим районом, – говорит социолог Олег Паченков, проводивший там исследование. – Единственные, кто жалуются, – это молодые люди. Там совершенно нечем заняться. Коломна – парадоксальный пример спального центрального района. Может казаться, что там много коммуналок и алкоголиков, но они собой очень довольны».

Кроме того, Адмиралтейский район – один из самых экологически грязных в Петербурге наряду с Центральным. Это отражено в рейтинге Всероссийского общества охраны природы (2012). В отчете правительства Петербурга (2012) район – один из лидеров по загрязнению диоксидом азота. Газ «лисий хвост» вызывает раздражение дыхательных путей.

2. Территория от Старо-Петергофского проспекта до берега Финского залива (округ «Екатерингофский» и «Морские ворота», Гутуевский и Канонерский острова)

«Промка» – это особая среда, где неприятно даже психологически находиться, – продолжает Олег Паченков. – На Канонерке тоже живут совершенно счастливые «островитяне», чрезвычайно довольные своим островом. Они не очень хотят, чтобы там что-то менялось. Единственное, на что жалуются, – отсутствие социальной инфраструктуры. Там тоже нечем заняться. Люди просто перемещаются оттуда куда угодно ради отдыха. Из-за отсутствия потребителя район не развивается».

3. Территории Невского и Колпинского районов (округа «Петро-Славянка», «Рыбацкое», «Металлострой»)

Невский район – территория загрязнения оксидом углерода, известного больше как угарный газ. Больше ничего примечательного, отличающегося от жизни в других полуспальных, полупромышленных районах, здесь не происходит.

Олег Паченков: «Такие территории связаны частично с «промкой», частично с «логистикой». Промышленные и складские помещения занимают довольно большие территории и разрывают городскую среду на куски. У людей нет возможности перемещаться по городу и при этом чувствовать себя комфортно. Проходишь километр и упираешься в пустырь. Местные жители даже не пытаются проходить этот километр и сразу садятся на транспорт, чтобы уехать оттуда на отдых или работу. Там тоже нечего делать».

Владимир Княгинин, директор ЦСР «Северо-Запад»: «Советская застройка, как в некоторых этих районах, в отличие от плохо реновируемой исторической застройки малоценна. Нам только предстоит ею заниматься. Она пока не стала проблемой, но скоро будет».

4. Южное Купчино (округа «Балканский», № 75)

По данным ГУП «СПб информационно-аналитический центр», больше половины (55%) преступлений, совершаемых в Купчино, – тяжкие и особо тяжкие. По их удельному весу район занимает первое место. Также он занимает первое место по количеству экономических преступлений. В отчете Центра за первый квартал 2013 года отмечается их низкая раскрываемость и стремительный прирост. Между тем, по данным Комитета по экономическому развитию за 2011 год, на Купчино приходится самое низкое число преступлений на 100 тысяч жителей – всего 800. Видимо, обращаться в полицию по мелким поводам здесь не принято.

По данным Всероссийского общества охраны природы (2012), уровень загрязнения во Фрунзенском районе – выше среднего.

5. «Транспортные гетто» (Кудрово, «Новая Охта», «Северная долина» и другие)

Олег Паченков: «Спальные районы, до которых не доехать и не допрыгать, подбирают под себя определенную социальную среду. Даже если там есть метро, как в «Северной долине», городская среда очень низкого качества. Туда селятся люди с низкими требованиями к этой среде, они согласны на любое отдельное жилье».

«Из-за транспортных проблем возникает недостаток социальной инфраструктуры, – согласен Владимир Княгинин. – Эти районы не являются депрессивными в чистом виде, их появление на карте означает, что город развивается. Но у них есть проблемы. Если в районе селится не очень платежеспособное население, торговые центры, рестораны и прочее появится там позже».
 

share
print