Истории

Все рады посадить Навального

Шесть лет лишения свободы в колонии общего режима – такое наказание для Алексея Навального потребовал прокурор, выступив в прениях по делу о растрате имущества «Кировлеса». «Ужас!» - закричали все следящие за этим процессом.

Но если суд назначит Навальному реальной срок, то все окажутся довольны: и Кремль, и оппозиция, и общественность, а главное - сам Навальный.

Алексей Навальный – не только самый успешный оппозиционный деятель России, но и единственно успешный. Единственный оппозиционер, который доказал, что умеет делать дело. Это странно, удивительно и необъяснимо, но все, за что он берется, у него получается: начинает бороться с коррупцией в госзаказах – и система «РосПил» реально работает. Объявляет сбор денег среди народа – и реально собирает. И ни разу не плакал о том, как авторитарный режим ему сильно мешает. Режим мешает – а у него получается.

У остальных оппозиционеров наших получается только что-то одно. У Удальцова - организовать марш. У Рыжкова – сбегать в Кремль. У Митрохина - получить дубинкой в живот.

В общем, все эти оппозиционеры заняты важным делом – готовят революцию, но революция не получается. Но это исключительно потому, что народ очень пассивен, вот как только народ проснется… И только Навальному удается не ждать, когда народ проснется.

Понятно, что все оппозиционеры не любят Навального – кто-то говорит это вслух, кто-то про себя. Но не любят. Те, кто говорят вслух, обвиняют его в том, что он националист – мигрантов не любит, и агент Кремля, которого специально заслали, чтобы увести российский народ в сторону от великой либеральной идеи, которой они, настоящие демократы, служат верой и правдой последние 30 или 40 лет. И как обидно будет, если глупый  народ потянется к Навальному, а не к проверенным временем демократам.

В общем, посадят Навального – успокоено вздохнут либералы, даже пару митингов проведут в честь его посадки.

Кремлю, конечно, с точки зрения политологической логики и международного авторитета, не стоило бы сажать Навального. Но Кремль уже много раз показывал, что плевал он и на логику, и на авторитет. Вот Ходорковский сидит девять лет – и никаких проблем, хотя сколько о падении авторитета поначалу говорили.

То есть, посадит суд Навального – Кремль тоже вздохнет спокойно.

И общественность удовлетворенно кивнет, - потому что такой приговор еще раз подтвердит, какой бесчеловечный у нас режим у власти.

А сам Алексей Навальный эту (или другую) посадку уже вписал в свою политическую биографию. В ту биографию, которую он придумал, и которую он теперь делает реальностью.

Навальный – это политик, который сам себя конструирует, таких у нас практически и не было никогда.

Английский исследователь бюрократии Паркинсон писал, что главное необходимое каждому лидеру качество - решительность. Не просто абы какая решительность, а решительность, состоящая из трех частей: а) понимания задачи, б) привлекательности и в) беспощадности.

Понимание задачи у Навального есть – когда-нибудь стать первым лицом в России (сейчас ему 37, то есть лет 25 на решение задачи у него есть. Путину сейчас 60, есть сомнения, что он останется у власти в 85, то есть Навальный имеет шанс вписаться в 25-летний временной горизонт).

Привлекательность у Навального – тоже имеется. Кстати, поясняя эту составляющую, Паркинсон говорил очевидные вроде вещи, что лидер должен был магнитом, к которому притягиваются остальные. А магнетизм, в свою очередь, зависит от частоты появления на публике. Один из самых простых способов произвести впечатление - появляться там, где тебя никто не ждет, и не появиться там, где ждут. Но это так, отступление.

По поводу третьего пункта. Возможно, в дальнейшем Навальный будет беспощадным к соратникам или противникам, но пока он решил, что должен  быть беспощаден к себе – и ради решения задачи пройти через тюремное страдание.

И это его «беспощадность + привлекательность + понимание задачи» работают. «Левада-центр» в очередной раз опросил население – оказалось, что узнаваемость Навального еще больше повысилась. Теперь его в России знают уже 70%. Это очень много – в начале декабрьских протестов 2011-го о нем слышали, дай бог, процентов 5.

Конечно, садиться в тюрьму страшно – даже Навальному вряд ли хочется. Но он себя убеждает – надо! Говорят, один из самых действенных способов борьбы со страхом – представить себя участником представления. Потому что, когда мы видим себя со стороны, актерами в поставленном спектакле, жизнь утрачивает свой ужас и становится просто театральным жестом.

Последнее слово Навального – про уродов, которые захватили страну по недоразумению, но это недоразумение мы исправим нашим трудом. И про то, что он ни за какую заграницу не убежит – это красивый, театральный жест. Театральный не в смысле его искусственности, а в том смысле, что только назначив самого себя на роль героя, можно добровольно готовиться к шести годам общего режима.

А Навальный готов посидеть. В общем, чувствую, только я один не хочу, чтобы Навального посадили. Хотя бы из-за того, что обидно будет, если отсидит он шесть лет, а задачу выполнить не удастся. Ходорковский тоже думал в 2003-м, что немного посидит, и выйдет героем. Героем он остался, но не вышел.

Так что у меня совет судье Блинову из города Кировска: будь оригинальным, не сажай Навального.

share
print