Некоторые интернет-магазины берут с покупателей дополнительную комиссию, если они расплачиваются банковскими карточками. Этим они нарушают правила платежных систем Visa и MasterCard, которые действуют и в России.
Любым магазинам выгоднее, чтобы с ними расплачивались наличными, объясняет Игорь Голдовский, генеральный директор ЗАО «Платежные технологии».
С суммы каждой покупки, совершенной с помощью карточки, они должны платить 2,5‑3 процента своему банку. Но эта комиссия предназначена для магазинов, а не для покупателей. А некоторые предприниматели, вопреки правилам, перекладывают ее на плечи своих клиентов.
С точки зрения российского законодательства, магазины ничего не нарушают, если предварительно предупреждают о комиссии, говорит Денис Ульянов, юрист Общества защиты прав потребителей.
С точки зрения платежных систем, ни один магазин этого делать не имеет права, добавляет Голдовский. По их правилам, стоимость товара не должна зависеть от способа оплаты. Иначе смысла рассчитываться с помощью карточки вообще нет.
Точное количество российских интернет-магазинов, которые взимают дополнительную комиссию за безналичную оплату, неизвестно, говорит Елена Бочарова, исполнительный директор российской Ассоциации компаний интернет-торговли.
По их сведениям, такой ход позволяют себе некоторые крупные интернет-магазины (из топ-100 по обороту).
У международных платежных систем и банков есть программы по мониторингу нарушений, а также определенная ответственность за это, говорит Бочарова.
Штраф за нарушение может достигать нескольких десятков тысяч евро, добавляет Голдовский.
Что делать, если Интернет-магазин берет комиссию за платеж карточкой
Если вы узнали о комиссии до того, как совершили платеж, то можно связаться с его администрацией и попросить отменить комиссию. В разговоре или письме нужно сослаться на международные правила платежных систем Visa и MasterCard. Запрет на дополнительную комиссию для тех, кто расплачивается карточкой, всегда прописан в договоре магазина с банком. Вполне вероятно, что магазин пойдет на уступки.
Если вы заметили, что магазин снял с вас комиссию, уже после того, как заплатили, то можно опять же обратиться в администрацию магазина и напомнить ей правила платежных систем.
Если представители магазина не согласятся вернуть переплаченные деньги, то нужно обратиться в банк, чьей карточкой вы расплачивались. Нужно прийти в отделение банка с паспортом и карточкой и написать письменное заявление о том, что с вас сняли незаконную комиссию, указать магазин, дату и сумму покупки.
Вы можете потребовать, чтобы вам вернули стоимость комиссии или аннулировали покупку вообще. Банк, выдавший карточку, обязан разобраться с проблемой.
В call-центры банков для возврата уплаченной комиссии за помощью и информацией лучше не обращаться.