Истории

Как помочь ребенку полюбить русский язык

Лично я перед тем, как произнести слова «энтузиазм» и «лаборатория», несколько раз проговариваю их про себя, чтобы случайно не сказать вслух так и просящиеся на язык «энтуазизм» и «лаболатория». А каково приходится детям? Между прочим, двухлетний ребенок должен использовать в своей речи более двухсот слов.

Ох уж этот сложный и страшный русский язык!

Наибольшие трудности и страдания он причиняет моим детям – любителям точных наук и обладателям математического склада ума. С малых лет они тщетно пытаются найти в нем логику и задают ставящие в тупик вопросы: «Почему вилка – «лежит», а тарелка – «стоит»?». «Почему нельзя сказать в единственном числе «ножницы» и «вилы», если они в одном экземпляре?». «Почему ты говоришь «памятник Петру Первому», если на самом деле это «памятник Петра Первого»?». «В чем смысл фразы «Я на этом деле собаку съел»?». Чтобы ответить, приходится звонить знакомым филологам, лезть в интернет, а чаще – просто виновато разводить руками.

Наибольшее возмущение у детей вызывают вроде бы привычные, с детства знакомые любому выражения. «Это неправильно, что «начинка» - это то, что внутри. «Начинка» - снаружи. То, с чего на-чи-на-ет-ся!».

Окончательное понимание того, что в деле покорения русского языка логику придется отложить в сторону, к младшему сыну пришло в этом учебном году, после одной несложной контрольной. «Надо было продолжить фразу: «На воре и шапка…»», - рассказывал он мне с возмущением. И что ты ответил, спрашиваю. «Конечно, «ворованная»!».

Чтобы понять красоту и необъятность языка, не стоит подходить к нему с математическими и логическими мерками. Язык понимается не умом, а сердцем. Приняв  это, сын расслабился, смирился со странными законами русского и теперь даже увлекся поэзией:

Когда человек родился,

Ничего не понимает.

И чтобы он не убился,

Ему мама помогает!

 

Мнение эксперта

Елизавета Смирнова, психолог, логопед:

"Роль родного языка в развитии ребенка колоссальна. К сожалению, сейчас во всем мире наблюдается тенденция к тому, что дети начинают разговаривать намного позже, чем даже 10 лет назад (раньше - в 2 года, сейчас эта цифра выросла до 3,5-4 лет). Главная причина - родители недостаточно разговаривают со своими малышами. Это не значит, что вдруг во всем мире родители стали меньше любить детей. Просто взрослые недооценивают ту огромную роль, которую играет в развитии ребенка такое общение. Родители все чаще проводят время с детьми, молча уткнувшись в компьютеры, айфоны и планшеты, часами  молчат. Итог: ребенку некому подражать, имитируя первые звуки, они молчат вместе с родителями. У работающей мамы есть, в среднем, всего 12 минут в день на разговор со своим чадом. И не надо думать, что речь из телевизора может чему-то научить малыша! Она не адресована лично ему и поэтому не включается ребенком в процесс познания. Маленькие дети не выделяют в экранной речи отдельных слов, не понимают диалогов.

Чтобы ребенок начал полноценно осваивать родной язык, советую не задаривать его игрушками. Гораздо полезнее будут для него игры с родителями, в которые нужно играть компанией. Например, катать друг другу мячик. Очень полезно также звукоподражание, когда ребенок слушает, как мама или папа разговаривают за его игрушек-зверюшек".

Мнение родителей

Инна Веслова

- Я как учитель могу сказать, что родители делают неправильно, когда умиляются над речевыми ошибками своих детей, начинают их записывать, рассказывать как анекдоты. Дети обожают смешить взрослых, так что, заметив такую тенденцию, они просто станут нарочно коверкать все слова!

Дмитрий Золотухин

- Думаю, русский язык - совершенно не важный предмет в школе. Говорить мы и так умеем, для того, чтобы написать сообщение, словарного запаса хватит. Я так и говорю дочери: главное – математика. Ну и спорт.

Михаил Ященко

- Для того чтобы грамотно писать и выражать свои мысли, нужно читать как можно больше книг! Я очень рад, что наилучший отдых для всей моей семьи, включая детей, вроде бы разбалованных интернетом и компьютером – это все-таки чтение.

Марина Богданова

- После школьных уроков русского и литературы осталось ужасное воспоминание: «Дети, а теперь давайте разберемся, что хотел сказать автор!». Сразу отбивает желание учить русский. В университете преподаватель по литературе объяснил, что такие вопросы ставить  нельзя, потому что глубина смысла поэтической метафоры неисчерпаема. Надеюсь, сейчас времена поменялись и в школе таких несуразных вопросов моей дочке не будут задавать.

Галина Иванова

- Вот вроде бы и нужен русский язык в жизни – я так и говорю старшему сыну, выпускнику школы. Но точные науки все-таки важнее, думаю про себя. Вот мой директор – богатый и успешный человек, а двух слов связать не может. Нет, все-таки в жизни важнее уметь считать.

Михаил Ященко

- Все зависит от учителя. Сумеет заинтересовать ребенка – тот будет любить родной язык, вырастет культурным, образованным человеком. А не повезет с учителем – ребенок никогда не поймет, что без языка мы вообще не существуем как личности и как народ. Еще в деле овладения языком очень книги важны: честные, умные и, конечно же, увлекательные. Стругацкие, например.

share
print