Истории

Россия без Навального: что было бы, если бы оппозиционера не существовало

В четверг, 18 июля, в Ленинском суде города Кирова выносят приговор Петру Офицерову и Алексею Навальному. За процессом следят с тем же вниманием, что за делом Ходорковского. Но к главе «ЮКОСа» население, за малопроцентным исключением, относилось враждебно. Про Навального либо не знают, либо его поддерживают. Политологи рассуждают: что будет с обществом, если Навального посадят на шесть лет? «Мой район» попытался выяснить, что было бы, если бы этой фигуры не было вовсе.

В целом, оппозиционные ряды без Навального выглядели бы примерно так же, как и сейчас. Навальный одно время объединял  «хомячков», но никуда их не повел. Мало того, он расколол тот монолит несогласных, что мы имели в 2007 году. Попутно, правда, развенчал «жемчужного прапорщика», а также избрался в Координационный совет оппозиции. Мэром Москвы Навальному стать не дадут. Так что особой власти у него все равно не будет. А значит, и в положении россиян ничего не изменится.

Одни эксперты считают, что появление такой личности, как автор «РосЯмы» и «Роспила», было закономерным. И сейчас Навальный может изменить ситуацию, потому что властям удобнее всего будет демонстрировать свой либерализм именно на его фигуре. Другие говорят, что оппозиционер удобен властям, и именно поэтому его будут беречь (хотя это не значит, что Навального не посадят).

Суд над Алексеем Навальным

  • TASS_4561228

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561261

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561287

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561292

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561547

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561621

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561709

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561710

    Фото: ИТАР-ТАСС.

  • TASS_4561828

    Фото: ИТАР-ТАСС.

Несмотря на неоднозначное отношение к фигуре Навального-политика, как человеку ему сочувствуют и желают выиграть процесс. Историк Даниил Коцюбинский назвал оппозиционера жертвой дьявольской игры в людей, которую Кремль решил посадить, исходя из своих макиавеллевских расчетов.

Алексей Навальный возглавляет ту часть оппозиционной стихии, которая работает на Кремль, а не против него.

«На мой взгляд, Навальный наше общество ничуть не изменил, - отметил Коцюбинский. – Оно как было патриархальным, ориентированным на ожидание «доброго царя», таковым и осталось, и Навальный этот архетип с успехом эксплуатировал. Так же шел к власти и Ельцин в свое время. Но тот был ориентирован, по крайней мере, в период своего восхождения, на либеральные ценности. А Навальный в идеологическом плане - во-первых, популист, эксплуатирующий вполне авторитарную по духу тему «борьба с коррупцией», а во-вторых, русский националист. Это совсем иное поле. «Борьба с коррупцией» в отрыве от комплексной парламентарной политической реформы – о ней Навальный, кстати, не говорил ни слова - ведет не к демократии, а к диктатуре. Не случайно Кремль сегодня, решив ужесточить курс, с таким энтузиазмом принялся «разоблачать коррупционеров».

Алексей Навальный возглавляет ту часть оппозиционной стихии, которая, по сути, - возможно, помимо своей воли - работает на Кремль, а не против него. Сам он - беспроигрышный вариант для власти. Если он недостаточно силен, его можно использовать как спарринг-партнерскую пешку. Вот он разогрел истерию антикоррупционной кампании, и после этого Путин сам начал  «бороться с коррупцией». Теперь, когда революционная волна временно пошла на спад, его можно «законсервировать» как будущего «вождя», который в случае чего заведомо поведет оппозицию в неопасном для Кремля направлении. Он это уже сделал зимой 2011 - весной 2012 годов. Но даже если вдруг революция взметнется вверх и Навальный окажется на ее гребне, и в этом случае он для Кремля - оптимальный из «противников-партнеров». Ибо всегда можно начать плющить его за «ксенофобию» и тем самым быстро развалить оппозицию. Либо же его можно призвать во власть, куда он вполне органично впишется, учитывая его авторитарно-популистскую природу.

В эпоху «великих стояний на Болотной» Навальный не предложил никакой программы, которая вела бы к реальным переменам и была бы действительно опасна для Кремля. И - самое главное - он сделал все, чтобы разогретая оппозиционная масса не двинулась к Кремлю. Помните, в декабре он вышел на Болотную и сказал: в следующий раз я поведу вас на Кремль. Этого ждали. Но в феврале, на очередном Болотном сборище, он даже не вышел на трибуну. Конечно, если бы на площадь вышло два миллиона сограждан, может, он и повел бы их против Путина. Но вышло меньше, а Навальный – не Нельсон Мандела. Он обычный игрок на повышение-понижение. И про свои президентские амбиции он заговорил не в декабре 2011 года, а спустя полтора года, когда Путину это уже не могло ни с какой стороны показаться опасным.

А русский национализм Навального - вообще идеальный подарок Кремлю. Эта идеология позволяет стравливать людей «по горизонтали», тем самым выводя «вертикаль» из-под удара...

В 2007 году было создано националистическое движение НАРОД, которое и взорвало тогда оппозицию изнутри. Деньги на это Навальный взял у тайного прокремлевского национал-алхимика Станислава Белковского. А тот, как логично предположить, позаимствовал их в спецзакромах - на то, чтобы развалить марш несогласных. План Суркова-Белковского (полагаю, что вполне уместно назвать его так) сработал.

Будущее Навального и главное – наше – очевидно при любом исходе событий. Допустим, побеждает он Путина. Система в этом случае останется та же, потому что Навальный уже сегодня заявляет о том, что собирается и дальше сохранять Россию как страну с сильной президентской властью. И будет у нас в этом случае новый авторитаризм, притом еще хуже нынешнего, поскольку с фашистским замесом. Второй вариант – Навального сажают, и он как бы перехватывает знамя Ходорковского, учитывая, что тот скоро, очевидно, выйдет на волю. И оппозиция будет и дальше «намагничиваться» на сидельца Навального, не понимая, что в его лице она имеет самого настоящего троянского коня авторитаризма».

Алексей Навальный на презентации своей предвыборной программы

  • TASS_4769354

    Алексей Навальный на презентации предвыборной программы. Фото ИТАР-ТАСС

  • TASS_4769355

    Алексей Навальный на презентации предвыборной программы. Фото ИТАР-ТАСС

  • TASS_4769408

    Алексей Навальный на презентации предвыборной программы. Фото ИТАР-ТАСС

  • TASS_4769409

    Алексей Навальный на презентации предвыборной программы. Фото ИТАР-ТАСС

  • TASS_4769410

    Алексей Навальный на презентации предвыборной программы. Фото ИТАР-ТАСС

  • TASS_4769411

    Алексей Навальный на презентации предвыборной программы. Фото ИТАР-ТАСС

Есть и другие мнения. Социолог Роман Могилевский считает Алексея Навального не искусственным продуктом, а вполне естественным порождением нарастающей протестной волны. Соответственно, все разговоры о том, что не было бы Навального, был бы какой-то другой лидер, возможно, даже меньший националист – социолог считает условными.

«Мы имеем лидера, который всерьез и надолго появился в России, - говорит Могилевский. – Я даже не знаю, кто мог бы сейчас быть не его месте, потому что наша политическая ситуация как-то не способствует рождению новых ярких политических деятелей: нет у нас серьезной политической конкуренции. Есть много политиков среднего уровня, тот же Удальцов, но с меньшей харизмой.

В то же время власти должны понимать: нежелание вступить в коммуникацию с оппозицией приводит к радикализации. И ранжировать жизнь, чтобы оппозиционные политики не радикализировались. Вот Навальному дали зарегистрироваться кандидатом в мэры Москвы. Я надеюсь, что на суд в Кирове не надавят, и у нас не будет несправедливого приговора.

Таким образом, Навальный одним своим существованием подает пример правильных действий властей. У них есть хороший повод показать, что время закручивания гаек кончилось, а с оппозицией, раз уж у нее есть свои сторонники, надо считаться».

share
print