Истории

Арест и освобождение Навального - заговор или схоластическое выполнение закона

Алексея Навального выпустили из суда под подписку о невыезде. Все политологи в один голос утверждают, что это не поможет ему стать мэром Москвы, юристы говорят, что это не отменяет назначенный вчера пятилетний срок, экономисты – что свобода Навального не поднимет рейтинг российских акций. Кто доволен, так это участники вчерашних митингов: считают освобождение своей персональной победой.

В пятницу 19 июля Кировский областной суд освободил оппозиционера, блогера и борца с коррупцией Алексея Навального из-под ареста. Такое решение суд принял, рассмотрев жалобу прокуратуры. Гособвинение посчитало заключение под стражу Навального незаконным, поскольку приговор, вынесенный ему и экс-директору Вятской лесной компании Петру Офицерову, еще не вступил в силу.

Про митинги

«Думаю, что митинги свою роль сыграли, - отметил доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. – Но еще больше подействовала реакция других стран: посол Америки выступил, Евросоюз губы надул. На их глазах посадили настоящего лидера оппозиции. Он, возможно, выйдет еще более сильным лидером. В то же время мы понимаем, что мэром ему не быть, и даже не в судимости дело и не в том, что у него подписка, поэтому живых встреч с избирателями он устраивать не может. До 8 сентября он не успеет догнать по популярности Собянина.
Что касается другой политической карьеры – то да, судимость ее загубила. Законы в России быстро меняются, может поменяться и тот, который закрывает Навальному путь в политику, если у него останется судимость. Но сейчас, в сытые годы, революции произойти не может, значит, власть и законы останутся прежними».

По мнению замдиректора Агентства журналистских расследований Евгения Вышенкова, митинги в Москве, Петербурге и еще двух десятках городов придали процессу особую публичность. Как гражданин, выступая по телевидению, старается использовать правильную речь, совсем не ту, что в частном разговоре с приятелями, так и прокуратура, зная, что за процессом следят миллионы, проявила прямо-таки схоластическое отношение к закону.

  • TASS_4821688

    фото:ИТАР-ТАСС

  • TASS_4821606

    фото:ИТАР-ТАСС

  • TASS_4821667

    фото:ИТАР-ТАСС

  • TASS_4821687

    фото:ИТАР-ТАСС

Про законы

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, в таком повороте нет ничего неожиданного: до вступления приговора в законную силу осужденного и впрямь можно держать на свободе. Но практика всех советских и постсоветских уголовных дел показывает, что этому обстоятельству никогда не придавали большого значения. И вдруг за него уцепились.

В Петербурге 90-х нередко случалось, что кандидат в депутаты или градоначальники оказывался за решеткой. Кроме того, был и такой прием: если обвиняемого осуждали условно или выпускали до суда под подписку (для чего также собиралось заседание суда, но районного), в зале тут же объявлялись оперативники и спецназовцы, которые хватали «фигуранта» и снова везли его в тюрьму. Через два дня суд снова давал санкцию на арест. Так поступили с Юрием Шутовым, который как раз собирался баллотироваться в депутаты. Дело в том, что у милиции было в запасе еще несколько преступных эпизодов обвиняемого, которым ранее не давали ходу – специально на этот случай.

У Навального – четыре уголовных эпизода: один – по «Кировлесу», другой – по «Главподписке», третий – по фирме «МПК» со схожей фабулой, четвертый – по рекламным футболкам «Союза правых сил». Плюс – различные мелкие кляузы, например, о надругательстве над гербом РФ в логотипе «РосПила», которым ходу пока не дали.

Спрашивается, почему правоохранительные органы сначала использовали эти повороты в законах в свою пользу – и вдруг переиграли?

«Редко, но случается такое противостояние между структурами, - отметил Евгений Вышенков. - И это не игра, а поиск выхода из ситуации. Например, в Ленинградской области недавно Следственный комитет получил бумагу от прокуратуры Тосненского района насчет незаконных свалок. Прокуратура утверждает, что там есть состав преступления, а Следственный комитет даже не регистрирует жалобу, хотя знает, что прокуратура это обжалует в суде и выиграет этот суд. Зачем они делают это? Чтобы зафиксировать некий юридический факт и потом это использовать. И в случае с Навальным мы имеем такую же казуистику: вывернуть ситуацию, а потом принять верное решение. Вещь это сложная и абсолютно не публичная.

Я не очень верю в теорию заговора, в то, что за несколько дней до приговора собрались силовики на совещание у Путина, как офицеры в блиндаже, и договорились. Обычно политики дают общие векторы, а исполнители идут по этому пути.

Но запрограммированный сверхинтерес к процессу повлек особое отношение прокуратуры. Если мы возьмем основы государства и права – получится, что правда абсолютно на стороне прокуратуры. Не должен человек сидеть, если его приговор не окончательный и подлежит обжалованию. Вот прокуратура и повела себя так, чтобы никогда ни один профессор ни из единого университета ни разу не смог бы ее упрекнуть».

Что будет дальше

Эксперты не верят, что посадка и освобождение Навального были срежиссированы заранее, как не верят и в то, что такой финт был выгоден Путину, Бастрыкину и т.п. Может быть, Навального выпустили, испугавшись за наши акции на бирже?

«Рынки упали ненамного, процента на два, - отметил экономист и политолог Дмитрий Травин. - Они склонны к панике при любой негативной информации. Это ненадолго. Рынки у нас поднимались и после ареста Ходорковского. Для нашей экономики это не важно, это спекулятивные капиталы, которые ходят туда-сюда. Хуже то, что идет серьезный отток капитала, и все знают, что в России плохой климат для инвестиций».

По словам Травина, будущее Навального очевидно: все равно посадят, возможно, еще до выборов мэра, которые оппозиционер все равно проиграет. «Конечно, впереди еще обжалование в Верховном суде, но я слушал, как вчера дело комментировали адвокаты. По их словам, жалобу могут рассмотреть очень быстро, и утвердить приговор. Возможно, успеют до сентября. Так что положение Навального не отличается от того, в котором он пребывал до суда. Вот только срок уже известен».

  • ERM_6957

    С.Николаев

  • ERM_6962

    С.Николаев

  • ERM_6974

    С.Николаев

  • ERM_7024

    С.Николаев

  • ERM_7062

    С.Николаев

  • ERM_7104

    С.Николаев

  • ERM_7168

    С.Николаев

  • ERM_7210

    С.Николаев

  • ERM_7213

    С.Николаев

  • ERM_7219

    С.Николаев

  • ERM_7230

    С.Николаев

  • ERM_7251

    С.Николаев

  • ERM_7262

    С.Николаев

share
print