Ученые обнаружили гигантский инопланетный вирус «Пандора»

Французские ученые объявили об обнаружении гигантского, якобы инопланетного, вируса, генетический материал которого имеет крайне мало совпадений с любыми земными организмами. Вирус был найден внутри одной из глубоководных амеб. Сначала он поразил ученых своими размерами: открытый вирус оказался в десятки раз крупнее всех ранее известных. Однако потом оказалось, что в нем есть и еще кое-что интересное.

Группа исследователей взяла пробы воды у побережья Чили и в Австралии. Затем в воду добавили антибиотики, уничтожив бактерии, после чего в стерильные образцы добавили амеб. Когда одноклеточные погибли, исследователи увидели, что в образцах воды осталось нечто, имеющее небактериальное происхождение. Так был обнаружен уникальный вирус, состав генов которого, как оказалось, только на 6% идентичен земным. Соответствующая статья опубликована в авторитетном научном журнале Science.

Это заставило исследователей предположить, что остальные 94% генома могут иметь внеземное происхождение. Всего, как подсчитали исследователи, вирус содержит 2 556 генов. Это 1,9 – 2,5 млн пар нуклеотидов, что приблизительно вдвое длиннее ДНК мегавируса.

Гигантскому вирусу дали имя «Пандора», однако его открыватели уверяют, что для человека он абсолютно безопасен. «Пандора» оказалась настолько огромна, что ее можно увидеть даже под не слишком мощным школьным микроскопом. Размеры вируса превышают 1000 нм, тогда как земные вирусы находятся в пределах от 10 до 500 нанометров.

В настоящее время исследователи пытаются уточнить происхождение «Пандоры». Некоторые полагают, что гигантский вирус мог быть занесен на Землю с другой планеты, например, с соседнего Марса. Однако скептики склоняются к тому, что вирус на самом деле очень древний, и именно его древним происхождением и объясняется то, что ученые пока не могут найти соответствия в его генетическом составе.

Есть также смелая гипотеза о том, что «Пандора» произошла от клеточных форм жизни, то есть «упростилась» до вируса. «Мы полагаем, что жизнь намного богаче, чем считается, и не укладывается в известные науке три домена, – говорит один из авторов работы, опубликованной Science. – Некоторые клетки могли эволюционировать и стать живыми организмами, другие же избрали путь паразитизма и в результате эволюционировали в вирусы».