Город

Итоги гражданского исследования на Невском: люди бегут по проспекту - а могли бы гулять и отдыхать

26 июля 2013 10:32 Елена Барковская
версия для печати
Завершилось самое масштабное гражданское исследование главной магистрали исторического центра Петербурга. Фонд «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» при помощи волонтеров движения "Красивый Петербург" в течение месяца изучал участок Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания. Активисты пришли к выводу, что на Невском недостаточно велопарковок, лавочек, деревьев, зато много узких мест и раздражающих зазывал.
Итоги гражданского исследования на Невском: люди бегут по проспекту - а могли бы гулять и отдыхать Фото: flickr.com(ninara)/Дмитрий Кутиль

Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург»:

«В ходе исследования в 10 точках Невского проспекта наши волонтеры замеряли пешеходопоток — и выяснили, что в разных точках за сутки на Невском гуляют от 40 до 150 тысяч человек. Мы соотносим эти цифры с теми местами проспекта, где существуют различные препятствия (узкие места, рекламные тумбы), чтобы обосновать необходимость изменения этих мест. Все составленные нами карты будут переданы городским властям, по каждому пункту напишем запросы в различные городские ведомства, чтобы проблемы на Невском решались.

Мы пришли к выводу, что сейчас большинство пешеходов использует Невский как транзитную магистраль: бегут из одной точки в другую. На проспекте негде отдохнуть: скамеек нет, зелень — эпизодически. Итоговая цель нашего исследования состоит и в том, чтобы на главной улице города можно было отдыхать».

(смотреть в большом разрешении)

Карта предоставлена движением «Красивый Петербург»

Исследование Невского проспекта длилось один месяц, в нем приняли участие более 40 волонтеров. В «Красивом Петербурге» говорят, что это самое масштабное гражданское исследование главной улицы города. Вот к каким выводам пришли активисты:

Велопарковки

«Велопарковок на Невском проспекте очень мало, вдоль тротуаров постоянно стоят велосипеды, пристегнутые к столбам, остановкам, решеткам, - рассказывает Стив Каддинс. - Хотя на проспекте есть много мест, где можно оборудовать специализированные стойки для временного закрепления велосипедов и при этом не мешать пешеходному потоку — вдоль фасадов домов около входов в заведения, в местах, где нет серьезных сужений тротуаров».

Узкие места

«Ширина тротуаров на Невском в среднем — 7 метров, но в некоторых местах она сокращается в разы за счет террас ресторанов (которые, в нарушение нормативов, занимают порой половину тротуара) и рекламных конструкций (объемные рекламные тумбы). Узких мест на проспекте около двух десятков — можно себе представить, какое там столпотворение. Что делать? Необходимо проверять соответствие размеров уличных площадок ресторанов не только правилам их размещения, но и архитектурно-художественному регламенту Невского проспекта — в нем четко прописано, как это должно выглядеть».

Сейчас большинство пешеходов использует Невский как транзитную магистраль: бегут из одной точки в другую. На проспекте негде отдохнуть.

Пандусы

«Самые неудобные пандусы (а где-то они вообще отсутствуют) расположены на пересечении с реками. Я общался с дорожниками, которые сообщили мне, что по ГОСТу высота пандуса должна составлять от 1 до 3 см. Если это действительно так, мы будем добиваться, чтобы высота была минимальной: люди должны чувствовать себя комфортно».

Деревья

«С учетом того, какие транспортные потоки идут по Невскому, зелени очень не хватает. Если говорить о деревьях (кадки в расчет не берем), стоящих на проспекте — всего 43 деревца у Гостиного двора и пара деревьев у фасада Аничкова дворца. Все остальные — в примыкающих к проспекту скверах (возле Казанского собора, Екатерининский сад, на пересечении с набережной Фонтанки, на Пушкинской). А ведь можно сделать клумбы, поставить переносные кадки (но не так как в Москве — по 8 млн за дерево). Разместить кадки можно, например, на тех же местах, где сейчас стоят рекламные тумбы, которые не создают существенных проблем для движения людей. Коммерческие фирмы могут взять это на себя: ставят растение, а на кадках пишут название своей компании».

Парковка

«На самом Невском проспекте нарушение правил парковки — редкая ситуация, но на пересечениях с другими улицами машины часто паркуются на “зебрах”. Это почти всегда происходит на углу Невского проспекта и Большой Морской и на углу Невского и Владимирского проспекта. Странно, что эвакуаторы их оттуда забирают редко».

Лавочки

«Известно, что комфортное расстояние для прогулок — 500 метров, но на Невском нет возможности посидеть через каждые полкилометра (если не считать коммерческих заведений). Места для сидения сконцентрированы возле Гостиного двора — это круглые гранитные скамьи, которые «недружелюбны» в любую погоду, кроме теплой солнечной.

Я считаю, что можно устанавливать скамейки вдоль фасадов домов (во многих местах есть возможность сделать это), лавочки можно совмещать с декоративными клумбами или кадками с деревьями. Схема такая: сначала мы убираем все рекламные конструкции, приводим в порядок уличные террасы ресторанов и после сразу же видим, где можно поставить лавочки».

Шум

«Во многих местах Невского проспекта стоят зазывалы: в лучшем случае они приглашают на экскурсии, в худшем — рекламируют сомнительные заведения. Зазывалы кричат в громкоговорители весь день, и это сильно давит на туристов и горожан. Ведь одно дело, когда из кафе звучит хорошая музыка или играют уличные музыканты, другое — монотонное выкрикивание одних и тех же фраз. Но пока с аудиорекламой на улицах у нас никто бороться не научился, и для того, чтобы привлечь внимание к общественной проблеме, на карте были отмечены места с особыми шумовыми источниками. Мы передадим карту в Законодательное собрание, и я надеюсь, что их юристы проанализируют ситуацию и смогут ответить, как решать эту проблему».

Рейтинг самых неудобных мест на Невском:

Ширина. Самое узкое место на Невском — близ пересечения с Большой Морской улицей. Расстояние, «оставшееся» пешеходам, равно 1 метру 90 см.

Пандус. На пандус на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки тяжело взобраться даже физически полноценному человеку, не говоря уже о людях с ограниченными возможностями.

Шум. Самое шумное место — мост на пересечении канала Грибоедова и Невского проспекта.

Комментарий:

Дмитрий Воробьев, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований:

«На Невском за последние лет десять качественно изменилось не многое. Самое очевидное — это мощение гранитными плитками. Удалось справиться с
рекламными растяжками, но стало больше рекламных тумб и плакатов. Удалось сделать выделенную линию для общественного транспорта и убрать маршрутки, но проблему пробок это решило лишь отчасти.

Чего следует ожидать? Основной проблемой остаётся транзитный автомобильный трафик. Люди вынуждены пользоваться Невским проспектом, так как выбора нет. И качество среды будет зависеть от того, получится или нет оптимизировать транспортные потоки в центре города. Хотелось бы видеть высокотехничную организацию дорожного движения и надеяться на то, что культура вождения вырастет.

Облик Невского проспекта зависит и от функций, которые он предоставляет. Проспект и дальше будет насыщаться кафе, ресторанчиками, бутиками и представительствами фирм. Будет расти капитализация этого места, что хорошо для города. Но средства, которыми это достигается — примитивные. Бизнес стремится замедлить пешехода, обратить его внимание на предоставляемые сервисы  через агрессивное принуждение прохожих к потреблению товаров и услуг рекламой и зазывалами, что приводит к дикому шумовому и визуальному загрязнению среды. «Шанхаизации» Невского проспекта не хотелось бы допустить. Стремление замедлить прохожего, выжать из него транзитную ренту по-максимуму приводит к раздражению тех, для кого это транзитная зона.

В этом ракурсе разумным решением станет привнесение цивилизации в хаос частных инициатив и сегментация Невского. От Дворцовой площади до Фонтанки сложилась туристическая зона с выходом на пешеходные улицы, достопримечательности, театры и музеи. Вторая часть связана с Московским вокзалом, выходами на Литейный и Лиговский проспекты — это транзитная зона, где открылось невероятное количество хостелов. Поэтому актуальна задача достижения компромисса между пользователями проспекта — транзитным потоком машин, теми горожанами, которые привязаны к станциям метро и общественному транспорту, и многочисленными туристами. Как достигнуть этого? Принимать решения, отталкиваясь от наблюдений за «визитной карточкой» города».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 285

Все опросы…