Истории

Россию накрыла вторая волна ханжеского двоемыслия

На днях «Левада-центр» огласил результаты соцопроса, посвященного вопросам морали. Стало заметно, что нравственные векторы в стране поменялись: отношение к добрачному сексу стало мягче, к воровству на работе - тоже. Улучшилось отношение к сексу без любви и с проститутками. Между тем, люди стали злее воспринимать гомосексуализм. Эксперты говорят, что терпимость в одних вопросах и нетерпимость в других свидетельствует о расцвете ханжества.

Секс без любви считают приемлемым 40% населения, а три года назад было 32%. Добрачный секс нормален для 58% населения, а было – 63%. Отношение к супружеской измене не изменилось: 50 на 50. Если в 1990 году только 5% людей считали, что можно разводиться в любом случае, если любви уже нет, то в 2013 году цифра увеличилась до 11%. Но каждый десятый (а было 13%) считает, что брак надо сохранять любой ценой. Больше половины россиян категорически против легализации проституции.

Гомосексуализм в России морально неприемлемым считает 81% населения. И 86% категорически против однополых браков. Впрочем, таковы результаты годовой давности, когда кампания против ЛГБТ только разворачивалась. 74% россиян считают неприемлемым многоженство, и за пять лет отношение не поменялось.

Нравственность россиян не вызывает сомнений. Но если сравнивать результаты с, например, американскими, получается, что у нас сквозь пальцы смотрят на неплательщиков налогов (60% считают приемлемым неуплату налогов, а в Америке – только 20%) и на тех, кто ворует на работе (здесь, кстати, показатель вырос за три года процентов на 13). Что в Америке действительно считают страшным грехом (в отличие от России) – так это клонирование человека, многоженство, супружескую измену и уже упомянутое уклонение от налогов. Ну и аборты не одобряют больше половины американцев. А у нас – только 30%. Число абортов у нас все еще превышает количество рожденных детей (на два процента). Кстати, отношение к абортам ухудшилось за пять лет (его перестали считать нормой 8% населения).

Аборты не одобряют больше половины американцев. А у нас – только 30%.

Психолог Елена Кудрявцева отмечает, что ханжество от укрепления морали отличить довольно просто. Если люди стали не говорить, а делать – значит, не лицемерят. Число абортов снизилось в некоторых регионах, но отнюдь не по всей России. Уменьшилось ли число измен, оценить трудно. А вот количество проституток, особенно в крупных городах, явно не уменьшается.

«Ханжество опасно когнитивным поведением, - говорит Елена Кудрявцева. – Если человек говорит не то, что думает, и это становится очевидным, люди будут теряться, не зная, можно ли этому человеку доверять. И чем больше таких людей будет вокруг, тем сложнее».

Впрочем, как показывают те же соцопросы, мораль, как и ожидалось, отстаивают люди старшего возраста, без высшего образования и с небольшим доходом. Москвичи, участвовавшие в опросах, а также пользователи интернета к проституткам относятся спокойно (45 и 50% соответственно высказались за легализацию). По словам социолога Елены Омельченко, провинцию и, соответственно, зрителя «Первого канала», а никакого не интернетчика, сейчас представляют ревнители патриархальной модели. И она очень подходит для тех, кто изначально отказался иметь другое мнение. Для них крутят выступления Мизулиной, для них придумывают новые праздники вроде Петра и Февроньи, проводят концерты – как по телевизору, так и в городе, делают передачи про звезд в семейных интерьерах.

Критически относиться к этой пропаганде способен лишь тот, у кого есть интернет. «Нас накрывает вторая волна двоемыслия, - говорит Елена Омельченко. - Первая была в 70-е годы, когда разговоры про секс считались неприличными, в печати не было вообще ничего, кинорежиссеры эту тему старательно обходили или ретушировали, и даже студенты и аспиранты в своих научных работах были крайне сдержаны. Но все ведь всё понимали. В глубине души к этой политике относились критично.

Потом маятник качнулся в другую сторону. Свобода породила различные феномены, появились шоу типа «Дом-2», всевозможные вторжения в частную жизнь. И снова нашлись люди, которым это не нравится, и они были готовы даже на силовые акции, причем, без всякой религиозной составляющей. У одних людей не возникает диссонанса между групповым и личным. И они могут отстаивать новую патриархальную мораль, никак не соотнося ее с практической жизнью. Я-то, когда принимаю какое-то решение, опираюсь на свой собственный опыт и свои личные ценности: очевидно, что в либеральном обществе никто не может допрашивать меня об этих ценностях и тем более – проникать в мой мозг. И у других людей так же противоречие между проповедью и исповедью приводит к душевному конфликту: люди сопротивляются, начинают отстаивать свою идентичность, требовать права на свободу своего желания.

Ханжество опасно тем, что мешает обновлению инновативного потенциала, тормозит возможность прорыва. В то же время мы помним, что сексуальная революция в Америке обернулась колоссальным разочарованием. Люди, у которых секс был не на первом месте или, что хуже, не обладавшие способностями ловеласов, почувствовали себя людьми второго сорта. В то же время – это было одно из лучших событий ХХ века, поскольку являло собой гигантский шаг к свободе».

share
print