Истории

Люди спасают редких нерп, чтобы мир не стал беднее

Два петербургских зоолога - Елена Андриевская и Вячеслав Алексеев - разработали уникальную для России технологию реабилитации нерп и тюленей. На их счету – 20 спасенных животных, пять из которых выпустили на волю в этом году.

Путь домой

Валаам, остров Святой. К последнему в 2013 году выпуску спасенных животных – детенышей ладожской нерпы Меккерике IV и Меккерике V– все готово. Острова Валаамского архипелага - с удобными бухтами, обилием рыбы, отсутствием браконьеров и спокойным судоходным трафиком - выбраны неслучайно. Сезонные залежи кольчатой нерпы находятся именно здесь.

Полуопрокинутые большие пластмассовые контейнеры стоят на берегу, но животные не спешат сходить в воду – Ладогу штормит. Потом Меккерике V, более смелый и активный, первым пускается в свою новую жизнь. За ним устремляется Меккерике IV. Нерпы плывут туда, где нет волны, потом они пойдут к островам и шхерам или будут просто держаться на глубине.

  • IMG_0166

    Виктор Ламзин

  • IMG_0137

    Виктор Ламзин

  • IMG_0155

    Виктор Ламзин

Как правило, заблудившиеся нерпы и тюлени, которые нуждаются в помощи – это 3-4-месячные малыши и дорога домой у них непростая. Сегодняшние «выпускники» попали в центр реабилитации, когда их шансы выжить были очень малы. Меккерике IV после долгого путешествия выбрался на дикий пляж в парке 300-летия Петербурга – там его и нашли зоологи. А Меккерике V вылез на набережную Невы между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. У малыша был ушиб мордочки, высокая температура, истощение и проблемы с пищеварением.

По словам руководителя проекта по реабилитации морских млекопитающих Ленинградской области Вячеслава Алексеева, к тому моменту, когда животное попадает в центр, оно, как правило, обезвожено и истощено, нередко больно пневмонией и травмировано. Реабилитация начинается с лечения и питания специальными смесями, потом, когда малыши-тюленята окрепнут, они переходят на рыбу. Однако есть одна тонкость: надо кормить так, чтобы при виде человека у них не возникали ассоциации с появлением еды. Тюлени не должны получать пищу из человеческих рук и даже видеть того, кто их кормит. Поэтому перед выпуском зоологи кормили животных, бросая им рыбу прямо в воду из-за ширмы.

Уникальный опыт

В неволе нерпа выживает плохо, специалистов-реабилитологов в мире единицы. На сегодня у Вячеслава Алексеева и Елены Андриевской есть уникальный опыт спасения этих животных. «Мы начали заниматься реабилитацией тюленей в 2006 году, первая спасенная балтийская кольчатая нерпа жила у нас дома, – рассказывает Вячеслав. – Выхаживали малышей и в загородном доме друзей, где был огромный бассейн. Мы разработали уникальную технологию реабилитации ластоногих для последующего возвращения животных в природу, но проект чуть было не заморозили: не было помещения, и уже не хватало средств. На Западе все благотворительные организации, подобные нашей, финансируются за счет частных фондов и пожертвований меценатов, у нас эта схема пока не срабатывает».

 Если исчезнет балтийская кольчатая нерпа, да и другие виды тюленей, занесенные в Красную книгу, наш мир станет беднее.

Проект приобрел перспективу после того, как к нему подключился ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Сезонный пункт реабилитации ластоногих разместили на очистных сооружениях поселка Репино. Там есть место и для пункта обогрева вновь поступивших тюленят, и для индивидуальных боксов на пять животных, и для персонала, ухаживающего за ластоногими пациентами. Перед выпуском все ластоногие проходят курс тренировок в адаптационном бассейне.

На вес золота

Важен каждый спасенный тюлень, утверждают специалисты. Особенно это касается балтийского подвида кольчатой нерпы. Численность российской популяции этих животных снизилась с нескольких тысяч в 1970-х годах до примерно 200 особей в 2012-м. Строительство портов, прокладка трубопроводов, оживленное судоходство привели к тому, что численность этих животных катастрофически сократилась. Привычная среда обитания, где традиционно жили и приносили потомство морские млекопитающие, изменилась. Животные не успевают к этому приспособиться. Влияют и аномально теплые зимы, когда самка не успевает выкормить детеныша, и он может оторваться от нее слишком рано.

«Реабилитация тюленей и их возвращение в живую природу – это один из поводов обратить внимание общественности на сложившуюся ситуацию. Если исчезнет балтийская кольчатая нерпа, да и другие виды тюленей, занесенные в Красную книгу, наш мир станет беднее. К тому же, тюлень – хищник, а это всегда показатель состояния окружающей среды. Прогнозы насчет балтийской кольчатой нерпы осторожные, но ведь в свое время амурских тигров тоже оставалось не более 20-25 особей, а сейчас популяция возросла до пятидесяти, – говорит Вячеслав Алексеев. – Балтийская кольчатая нерпа сможет возродиться при условии соблюдения ряда мер. Например, маршруты крупных и маломерных судов должны быть проложены с учетом традиционных мест лежек кольчатой нерпы, необходим мониторинг районов размножения этого вида нерпы, чтобы успеть оказать помощь заблудившемуся детенышу».

share
print