Истории

Зачем родители дают своим детям необычные имена

«Пусть будет Мишей, как и его папа», - решила я, выбирая имя новорожденному сыну. «Что это еще за экзотика - Михалмихалыч?», - возмутилась моя мама и новоиспеченная бабушка. Она, как закоренелый оппозиционер, привыкла быть всегда против: «Ребенка нужно называть по святцам!» Я открыла календарь. В святцах значились: Варфоломей, Иуда, Неофит, Никон, Парфений, Софроний, Феоген и Фома. «Или Александром», - быстро передумала мама.

Прошли времена сложносочиненных имен, рожденных энтузиазмом строителей коммунизма, разнообразных Ватерпежекосмов («Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт»), Кукуцаполей («Кукуруза – царица полей»), Пофисталов («Победитель фашизма Иосиф Сталин») и Урюрвкосов («Ура, Юра в космосе!»). Нынешние родители предпочитают наречь чадо именем, извлеченным из пыльных глубин истории и фольклора. В прошлом году в Петербурге называли девочек - Лучезара, Милава, Хиония, Озаряна и Злата-Серебра, а мальчиков - Аксён, Пересвет, Воля и Ярослав-Зотик.

Родители утверждают, что экзотическое имя привносит в жизнь малыша яркие краски, выделяет его из серой толпы Артемов и Насть (самые популярные имена в Петербурге), ласкает слух необычным сочетанием. Ну, не знаю - в обычной жизни вычурные имена все равно трансформируются в привычные слуху аналоги. Никто ведь не вспоминает, что мою племянницу Фиму на самом деле нарекли Серафимой, а сын подруги – болтливый Лёлик – в свидетельстве о рождении записан как Илларий. 

Помню, как в детстве мы с подругой Олей мечтали, чтобы нас звали по-другому. Подруге ее имя казалось слишком простым, а мне мое, напротив, чересчур экзотичным. Думаете, приятно, когда при знакомстве с мальчиками называешь свое имя, а они говорят: «Да ладно прикалываться, скажи правду». И как обидно, что твое имя рифмуется с самыми обидными обзывалками!

А как быть тем, чье имя безо всяких рифм может стать объектом насмешек? С бесхитростной детской жестокостью особенно трудно бороться в юном возрасте, когда главное -  не быть отвергнутым коллективом. Поэтому я не обиделась, когда мой сын Митя категорически запретил называть его этим милым домашним именем в обществе. С шести лет он, переступая порог дома, становится Димой. «Митя – это какое-то странное имя. А Дима – обычное, понятное», - объясняет он. Что ж, наверное, и сам великий Пабло Пикассо (его полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) просил родителей: «Мамочка, папочка, давайте в школе скажем, что я просто Пашка!» Но у него хотя бы имелся выбор, а каково было Перкосраку («Первая космическая ракета»)?!

Комментарии родителей

Алла Журавлева

- В деревне, где я родилась, все женщины обожали Пугачеву, и почти все девочки-ровесницы носят со мной одно имя. Мальчикам было повольготнее: их называли в честь Боярского (Мишами), Высоцкого (Вовами) и даже Сашами – в честь Абдулова.

Николай Касаткин

- У нас в семье традиция: называть мужчин только Николаями и Александрами. Мой папа – Александр, его отец – Николай, ну и так далее. Вот если у меня родятся три мальчика, тогда младшему из них я могу дать другое имя. Только трудно будет решить, какое.

Марина Богданова

- Увидела дочь и поняла - родилась у меня Ева. Как оказалось, имя у нас не особо редкое (в окружении три Евы) и не сильно экзотичное (на фоне знакомых Рудольфа и Есении). Родные имя приняли хорошо. Называют Евушкой, Евченком, Евасей. Саму Еву ее имя, похоже, тоже вполне устраивает. Любит говорить о себе в третьем лице, правда, пока это звучит как «Ива». Главное, что это имя ей действительно идет.

Лилия Захаренко

- Свою дочь я тоже хотела назвать Лилей: как бы мое продолжение - я умру, она останется, символизм и все такое. Но муж не дал. Еще до того, как определилось, что у нас будет девочка, он уже знал, что она - Полина. Оказывается, ему имя нравилось еще со времен «Гостьи из будущего». Была в этом фильме, окромя Алисы, героиня Полина, которая рисовалась тогдашним детям недоступной красавицей. Так что моя Поля - это как раз переживание ее папки в конце 80-х. И, кстати, эту теорию я слышала от нескольких 30-летних мальчиков. И Полин сейчас много, как никогда.

Михаил Ященко

- В детском саду дочь Мирославу никто не обижал, дети были еще маленькими, не могли оценить необычность ее имени. А вот в школе начались насмешки и приколы, она даже упрекала нас одно время, что не назвали ее Марина. А сейчас вроде бы все наладилось, имя нравится, любимая актриса – Мирослава Карпович, а подруга Лена даже завидует.

Комментарий специалиста

Прасковья Шишкоедова, специалист по PR:

 «В детстве мне было очень тяжело. Сверстники смеялись, прозвищ обидных у меня было больше, чем волос на голове. Имя было моим жутким комплексом. И я спрашивала маму: «За что?» Но ей казалось, что «Прасковья Шишкоедова» - это очень красиво, к тому же так звали мою бабушку. Я очень хотела себе любое обычное имя - Маша, Оля, Света, Катя. Только не Прасковья Шишкоедова.

Когда пошла в школу, я уже знала - все будут ржать надо мной. И готовилась к обороне. Пожалуй, если бы не имя и необходимость постоянно себя защищать от придирок однолеток, не стала бы я такой, какой сегодня являюсь.

А вот когда подросла, вдруг осознала, что люди кого угодно могут забыть, а вот Прасковью Шишкоедову помнят годами. Сейчас мое имя - это уже бренд. Я даже не смогла поменять фамилию, когда выходила замуж. Правда, до сих пор частенько сталкиваюсь с тем, что люди считают имя вымышленным, или даже меня - персонажем несуществующим, интернет-мемом. Но для моей деятельности (реклама, пиар) лучшего имени не придумать. Я в восторге от столь неординарного мышления моих родителей.

Про имя ребенка я часто думаю. Сына назвала Паша (в честь дедушки, да и меня домашние зовут Пашкой). Наверное, если будут еще сыновья, захочу им имена типа Мишка, Андрей. Если появится у меня барышня - назову Лейла. Более женского, музыкального, светлого имени я в своей жизни не слышала.

Уверена, что имя, по крайней мере, необычное, очень влияет на характер человека. Так как своим будущим детям я искренне желаю счастливого детства и здоровой психики, ни за что не стану называть их Себастьянами или Христофорами. И 100% - всем Себастьянам и Христофорам обязательно с рождения постановлением правительства я бы гарантировала освобождение от службы в армии.

share
print