Истории

Гарри Бардин: Белочку подводят под православно-патриотическую идею, это гадко

Советские цензоры знали, какие фильмы они не хотят видеть. Сейчас цензуры нет, но власть продолжает диктовать художнику: былины - хорошо, а вот про сомнительные страницы российской истории снимать не надо. А то дети, насмотревшись «неправильных» мультфильмов, вырастут непатриотичными. Автор «Летучего корабля» Гарри Бардин рассказывает о том, почему такой подход - гадок.

Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин прославился не только детскими мультфильмами «Летучий корабль» и «Чуча», но и взрослыми - «Конфликт», «Гадкий утенок» и «Адажио». В планах -  «Три мелодии»: средства на выпуск работы студия собирает у будущей публики в интернете.

- Гарри Яковлевич, в России недавно вступил в силу закон о запрете пиратского видео. Вы как творческий человек возлагаете на него какие-нибудь надежды?

- Нет, я не верю в то, что все станет более цивилизованным, узаконенным, и что все будут заходить на платные порталы и отстегивать деньги за скачивание. Русский народ — умелец, он и блоху может подковать, не то что кино скачать.

- Получается, еще один бессмысленный закон?

- Обилие законов и их неисполнение — это вся наша жизнь. И нашу парламентскую деятельность не зря называют «взбесившийся принтер»: в их работе ни разума, ни смысла.

  • 93404_0_640x471

    Trend

  • 93384_0_640x479

    Trend

  • 93391_0_450x640

    Trend

- Вы были в экспертном жюри Минкульта. А в чем заключалась ваша работа?

- Мне надо было ставить оценку по 12-балльной шкале предлагаемым фильмам. Я все время ставил двойки и тройки. Те параметры, которые задавались при оценке, не имели никакого отношения к проекту. Историю зайца и белочки нельзя подвести ни под православную, ни под патриотическую идеи. Но те, кто стремятся угодить власти, умудряются это делать. Находятся те, кто хочет прогнуться, чтоб получить деньги из госбюджета. Надеюсь, в дальнейшем их будет мало. Сейчас же, в основном, авторы пытаются соответствовать обстоятельствам и делать что-то православно-патриотическое.

- Те же былины, но с добавлением религии?

- Я не поклонник этих полнометражных былин. Когда у нас была советская цензура, она знала, чего не хочет видеть. Сейчас цензуры как таковой нет, но власть знает, что она хочет видеть. И что из этого гаже, я не решусь сказать. Чиновники диктуют желаемые темы: «Свет мой зеркальце, скажи». Я же не верю, что можно диктовать художнику тему. Она должна родиться изнутри. Все зачатия власти добром не кончатся.

В итоге я узнал последним, что меня вышибли из экспертного совета Минкульта. Я как-то поинтересовался, что случилось, а мне сказали: вы уже два года как не в совете. Я воспринял эту новость с облегчением.

Историю зайца и белочки нельзя подвести ни под православную, ни под патриотическую идеи. Но те, кто стремятся угодить власти, умудряются это делать. 

- Что все-таки не нравится вам в современном патриотическом кино?

- Мы пытаемся гордиться историей, не вникая в ее детали. Я этого не понимаю: за какие-то факты истории мне стыдно, но эти темы исключаются. Якобы память должна очиститься от скверны. Мы так будем растить патриотов-манкуртов (термин из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок»: человек, не помнящий ничего о прошлом, в том числе — своей семьи - «МР»), а это бессмысленно и непродуктивно. Я слышал, у нас появится единый учебник по истории: хотелось бы посмотреть в глаза автору, который собирается его писать. Если он идет на поводу у заказа, то для меня все очевидно: автор, может, историк хороший, а человек плохой.

- У вас в мультфильме «Адажио» герой — светлая личность, которую соплеменники сначала топчут, а потом, когда уже поздно, - возносят. Вы имели в виду кого-то конкретного? А может, у вас сейчас есть на примете если не пророк, то хотя бы лидер, который поведет всех к светлому будущему?

- Нет, никого конкретного я не имел в виду, только абстрактную белую ворону, которая имеет мужество быть таковой, какая она есть, высказывать свое мнение, не отступать от него.

- Так эта характеристика подойдет не только политику, но, скажем, и гею.

- Ну и что? Люди разные, нужно относиться к ним как к божьим тварям: все должны иметь место под солнцем.

- А в мультфильме «Три мелодии» вы обличаете молодых пофигистов, которых не занимает ничего, кроме друг друга.

- Мне отрадно видеть современную молодежь, которая стала выходить на площади, работать наблюдателями на выборах. В 1990-е годы я сам ходил на митинги и водил своего сына. «Смотри, - говорил я, - какие стали красивые лица, интеллигентные, одухотворенные, раньше их не было видно». Но потом они снова куда-то пропали. И вот — появились вновь, на площади Сахарова, на Болотной. Постаревшие, но все такие же прекрасные. А рядом молодые. И стало ясно, что история — это та же зубная паста, которую в тюбик обратно не засунешь. Молодые не хотят возвращаться в то время, которое пережили их родители. Значит, у нас все-таки выросло непоротое поколение, которое проживет уже другую жизнь.

share
print