Город

В центре Петербурга велосипедисты демонстративно нарушали ПДД, но их никто не оштрафовал

19 августа 2013 10:58 Нина Астафьева
версия для печати
В субботу 17 августа на Гороховой улице состоялась акция «Велостояние». Петербургские велосипедисты в течение часа раскатывали туда-сюда: в сторону ТЮЗа — по свободной полосе для автобусов, в сторону Адмиралтейства — в общем потоке с машинами. Цель была одна — заставить обратить на себя внимание. Но органы правопорядка демонстративно игнорировали «двухколесных»: никто не был остановлен и тем более оштрафован.
В центре Петербурга велосипедисты демонстративно нарушали ПДД, но их никто не оштрафовал Фото: flickr.com( SLO County Bicycle Coalition)/Trend/Дмитрий Кутиль

К Гороховой улице у велосипедистов отношение особое. Именно здесь недавно появилась партизанская разметка: так пожелавшие остаться неизвестными велосипедисты решили довести до сознания властей, что эта улица просто идеальна для создания на ней официальной дорожки. Но увы — она входит в список федеральных трасс, как, впрочем, и Московский проспект, где такая же партизанщина появилась несколькими месяцами ранее. 

Старт пробега был назначен на два часа дня, но люди стали подтягиваться раньше. Погода хорошая, было много желающих потусить в опустевшем городе, хотя некоторое напряжение в городе висело — из-за намеченного на пять часов матча «Зенит-Анжи». Если кто и перекрывал гомон велосипедистов сигналом клаксона, так это машины с зенитовскими флагами.

Организаторы акции не скрывали, что она стала своеобразным ответом на недавнее выступление главы КРТИ Дмитрия Буренина, который заявил, что строительство велодорожек, а тем более — выделение для велосипедистов полос на улицах — не планируется, и двухколесные должны кататься в парках.

 «Наша задача — показать, что велосипед в Петербурге — это не только спортивный снаряд, но альтернативный транспорт, который занимает мало места и не портит атмосферу: в городе довольно много людей, которые с удовольствием пересели бы на велосипед из метро или автомобиля, создай им власть приемлемые условия», — заявила координатор «Велосипедизации Петербурга» Дарья Табачникова. На днях эта же организация проводила в городе очередной мастер-класс по безопасной езде в городе — наступило время применить знания на практике.

Приехало на Гороховую человек сто. Сбор был назначен на Красном мосту через Мойку. В толпу велосипедистов затесались несколько роллеров и одна девушка на современном самокате.

Оригинальные велосипеды радовали глаз: были тут и переднеприводные, которыми надо управлять лежа. Был один переносной: тот, что убирается в рюкзак. Жаль, тандема не было. Участники, видимо, не боялись, что им припишут участие в несанкционированном сборище, и ничуть не маскировались: разбирали у организаторов желтые флаги и такие же футболки с велосипедами, а еще — синие шары (все — от спонсора, автомобильной, между прочим, компании). Пока не стартовали, сборище слегка напрягало пешеходов, поскольку велосипедисты оккупировали весь тротуар, а он на мосту узкий. Едва был отдан старт, со стороны Адмиралтейства вырулила машина ГИБДД. И промчалась мимо. Впоследствии по улице проехали еще несколько машин с мигалками, но и им не было никакого дела до протестующих.

Ехать решили в сторону Фонтанки. Потом обратно. И снова туда. Но многих такие узкие рамки не устроили, и они поехали до ТЮЗа, хотя в конце улицы, как известно, выделенная полоса пропадает.

«Ребята, ездим по правилам! На встречную полосу не выезжаем», — кричали организаторы, но их, увы, слышали далеко не все.

Кто-то оголтело поворачивал налево, не спешиваясь. Кто-то катил по тротуару. Почти никто не удосужился надеть шлем. «Главное, чтобы умная голова была на плечах, а что на голове — уже неважно», — пояснили велобайкеры. Такой головой были наделены не все. Вот зачем, спрашивается, ездить по полосе вдвоем, рядышком? Даже если вы очень хотите поговорить, надо все время помнить, что машина сзади может подлететь незаметно: одного велосипедиста она обгонит, не сигналя и не прижимая к поребрику, а двух — уже нет. Придется бибикать и пугать. К слову, помимо автобусов, а также служб 01, 02 и 03 по выделенной полосе катаются, например, инкассаторы или фургоны, подвозящие продукты в расположенные на этой улице магазины. Они, в отличие от «скорой», ездят без сирены.

Когда велоколонна достигла Садовой, путь ей пересекли несколько микроавтобусов, наполненных полицией. Но стражи порядка не обратили внимания на многоколесное сборище: они расставляли наряды, готовясь к фанатским гуляниям.

Ехать на велосипеде обратно, в общем потоке с машинами, было гораздо скучнее и неприятней. И опасней, что и говорить — правда, все стали вести себя дисциплинированней.

«Самая большая опасность была — наши же велосипедисты, которые ездили по встречной полосе. Сближаешься — и не знаешь, куда он сейчас повернет, а вдруг в ту же сторону, что и ты, — пожаловался участник акции Михаил Морозов. — Мой знакомый, преподаватель велошколы, так и влетел однажды в велосипедиста, который выехал на «встречку». У нас есть несколько правил, которым мы учим, и не без успеха. Во всяком случае, сбивать на улицах стали меньше. Но посмотрите, что делается. Машина едет в сторону Адмиралтейства и поворачивает налево. Да водителю в голову не придет посмотреть в зеркало, потому что никто в левом ряду оказаться в этот момент не может, это же встречная полоса. Но на этой «встречке» оказывается велосипедист, нарушающий правила. И машина его задевает. А уж как часто машины задевают велосипедистов, если поворачивают направо, а человек на велике едет прямо! Грамотный велосипедист обязательно покажет рукой, что поворачивать не намерен. Но это делают не все».

После окончания акции группа энтузиастов ее продолжила. В планах у них было разработать маршрут велодвижения до центра от Васильевского острова (с началом осени он опять задохнется в пробках, ведь транспортные проблемы на нем так и не решены).

«Требования Венской конвенции о безопасности дорожного движения предписывают иметь велодорожки, — заявил участник экспедиции Александр Кожанов, — Когда Буренин уйдет, а мы надеемся, что это скоро случится, мы представим новому главе КРТИ наш разработанный маршрут: надеемся, его внедрят. Думаю, надо взять за основу голландский опыт, а не американский. Нельзя делать велодорожку посередине, чтобы она разделяла проезжие части. Наоборот, под велосипеды надо отдавать крайние правые полосы, поскольку это самый тихоходный вид транспорта. И сделать копенгагенские развязки — благодаря им велосипедист всегда виден во время поворота. Ну а пока, я считаю, велосипедист вполне может ездить по полосам маршрутного транспорта, хоть у нас их и мало».

По словам Александра, положение велосипедистов осложнится с 1 сентября, когда вступят в силу изменения в КоАП. Там двухколесным уделено особое внимание. Сейчас велосипедисту ничего не грозит, кроме штрафа в 200 рублей. С 1 сентября будет — 800, а для пьяного — 1,5 тысячи. Соответственно, внимание сотрудников ГИБДД к велосипедистам возрастет, придется все время возить с собой паспорт для установления личности и придется хорошо думать перед тем, как выбираться на полосу, предназначенную для автобусов.

«Недопустимо, чтобы штрафы выросли, а ПДД при этом не поменяли, — резюмируют организаторы «Велостояния».  — Поэтому мы и вышли заявить о себе».

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»
  • Фоторепортаж: «Велосипедизация»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 893

Все опросы…