Город

«Города, которые воспринимают свой центр как транзитную зону для автомобилей, вымрут»

20 августа 2013 11:08 Беседовал Андрей Сошников
версия для печати
Петербург мог бы заимствовать: принцип организации парков – у Парижа; каналов – у Амстердама и Венеции; проектный менеджмент – у Нью-Йорка. Но чтобы меняться, современному городу нужна адекватная власть. Так считает правая рука легендарного датского урбаниста Яна Гейла, директор его архитектурной фирмы Генриетта Вамберг.
«Города, которые воспринимают свой центр как транзитную зону для автомобилей, вымрут» Фото: С.Николаев

— Генриетта, вы изучали общественные пространства множества городов: Аделаиды (Австралия), Стамбула, Москвы и так далее. Где граждане свободнее реализуют свое право на общественное пространство? И от чего это зависит?

— Это зависит от приглашения. Место должно предлагать людям, чем заняться. В 1960-е годы мой родной Копенгаген очень напоминал Москву и Петербург в их нынешнем виде. Город, в котором доминировало автомобильное движение, где практически не было общественных пространств, к 80-м годам превратился в нынешний комфортный Копенгаген с пешеходными улицами, площадями, набережными и отрегулированным траффиком. Нужно понимать: общественное пространство — это не просто два дерева и две скамейки. Это предложения и функции. Пространства должны дополнять друг друга.

Изменения очень быстро вписались в культурный ландшафт Копенгагена. Люди научились использовать общественные пространства, сформировались неформальные правила совместного пребывания в них. И люди потребовали дальнейших преобразований. Вообще, людям нравится быть на улице.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»
  • Фоторепортаж: «Архитектор Генриетта Вамберг»


– Освобождение центра города от автомобилей — это участь всех мегаполисов? Например, американский город Атланта слишком растянут в пространстве, чтобы там можно было передвигаться пешком или на велосипеде. Российские города, возможно, идут по этому пути.

— Я понимаю, о чем вы говорите: такое ощущение возникает из-за низкой плотности застройки. Лос-Анжелес — пример типичного автомобильного города, который в настоящий момент трансформируется в город для пешеходов. Там несколько городских центров, каждый из которых выполняет свою функцию. Низкая плотность застройки не отменяет того факта, что у людей есть запрос на общественные пространства.

Я думаю, города, которые воспринимают свой центр как транзитную зону для автомобилей, постепенно вымрут. Ваше поколение более мобильное, вы просто скажете: этот город не развивается, зачем мне воспитывать здесь своих детей. Лучше я уеду отсюда. Молодежь легко перемещается в глобальном и национальном масштабе.

— Власти Петербурга огораживают газоны в центре города, чтобы на них нельзя было сидеть. И большинство горожан поддерживает такую политику. Как должны решаться конфликты между консервативным большинством, которое всегда против перемен, и меньшинством, которое хочет, «как в Европе»?

— Начинать нужно с временных преобразований в ограниченном масштабе. Нужно спросить у людей: каким они хотят видеть будущее того или иного общественного пространства. Проанализировать, чем они занимаются на данной территории, и чем хотят заниматься. Возможно, провести локальный референдум. Чаще всего людям нравятся перемены. И они хотят дальнейшего развития. Невозможно прийти в город с готовым решением. Количество критических голосов резко снижается, когда власти просто разговаривают с людьми. Разговаривать — это не значит всегда идти на поводу у общественного мнения. Это значит вести диалог.

— Инициативные граждане предлагают свои стратегии развития города. Крупный капитал — свои. Первые не всегда отличаются адекватностью и профессионализмом, вторые везде ищут прибыль. Кого должна слушать власть?

— Нужно слушать всех. И находить баланс между разными точками зрения. Баланс между местными жителями, людьми, которые приезжают работать на конкретную улицу, лавочниками и наконец, городскими службами, которые обеспечивают безопасность и функционирование территории. Хорошему городскому правительству удается выстраивать такой диалог. Каким образом? Власть должна первой предложить проект изменений. Власть должна четко понимать и объяснять, к чему она стремится. Сначала нужно предложить проект, потом коммуницировать с людьми. В некоторых городах власти, насколько я знаю, не имеют такой картины будущего. Это очень плохо.

— В Петербурге сейчас обсуждается предназначение нашего города: должен он быть административным, деловым или культурным центром. От выбора стратегии зависят инвестиции в городской бюджет. Может ли город сосредоточиться на чем-то одном? 

— Это классическая дилемма европейских городов 70-х годов XX века: какое предназначение выбрать. Москва — достаточно мощный бизнес-центр. Петербург всегда был силен своей культурой. Петербург может быть «мозговой» столицей России, городом студентов и университетов. Это не значит, что нужно ущемлять бизнес в пользу культуры. Эти траектории развития легко уживаются вместе. Нужно стремиться, чтобы людям было комфортно жить и работать в городе. Качественная стратегия развития никогда не бывает настолько прямолинейной.

— В условиях Петербурга ставка на крупный капитал означает изменение облика исторического центра, который считается большим музеем под открытым небом. Как вы считаете, современная архитектура пойдет на пользу Петербургу?

— История всех европейских мегаполисов демонстрирует: нужно постоянно развивать и обновлять город, в том числе исторический центр. Петербург — не единственный «музей под открытым небом», и я могу сказать, что такой тип исторического центра постепенно отмирает. Но когда происходят наслоения на историю, это, безусловно, должно делаться с уважением к наследию и пониманием архитектуры города. Все зависит от адекватности той или иной затеи. Строить здания в стиле 1950-х годов сейчас не нужно.

— Как вы думаете, по пути какого европейского города Петербургу следовало бы пойти?

— На этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Все, что касается парков, вы можете заимствовать из парижского опыта. Касаемо каналов — из опыта Амстердама и Венеции. Как можно активировать малые пространства — из опыта Лондона. Проектный менеджмент и как реализовывать проекты быстро — из опыта Нью-Йорка. Это должен быть микс лучших решений с перенесением их на российскую почву.

— Назовите книги по современному урбанизму, которые полезно будет прочитать жителям Петербурга.

— Книга моего босса Яна Гейла — «Города для людей» (2010) и «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейн Джекобс (1961). Первая повествует о том, как люди воспринимают городское пространство. Вторая — о такой неведомой для архитекторов 60-х годов вещи, как малые масштабы.

Подробнее о проекте SAGA (преобразование общественного пространства) — в специальной группе в Facebook.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 870

Все опросы…