Кокаин изменяет структуру мозга мышей за пару часов

Американские ученые выяснили, что кокаин может изменить структуру мозга всего за несколько часов. При попадании в организм наркотическое вещество увеличивает число дендритных шипиков. Так называют отростки нервных клеток, которые формируют связи между нейронами в области мозга, отвечающей за обучение, память, привычки.

Связь между употреблением кокаина и образованием новой клеточной структуры нашли исследователи из Калифорнийского университета. Ученые провели эксперимент над мышами и выяснили, что новые шипики появляются в первые два часа после приема наркотика. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Длительное употребление наркотика приводит к нарушению функций лобной доли мозга. Человек сталкивается с трудностями при решении бытовых задач, говорит ведущий автор исследования Линда Уилбрехт. При этом, отмечает ученый, работа функций мозга улучшается, когда речь заходить о наркотиках. По словам Уилбрехт, исследование, проведенное американскими учеными, показывает, как мозг закрепляет ассоциации, связанные с кокаином.

Ученые провели два эксперимента с мышами. Сначала грызунов разделили на две группы: одним кололи кокаин, вторым — физраствор. Позднее они изучили клетки мозга подопытных при помощи двухфотонного лазерного микроскопа. Выяснилось, что дендритные шипики формируются с невероятной скоростью. За день число таких отростков увеличилось в четыре раза.

В рамках другого эксперимента мышей разбили по клеткам. В одной кололи кокаин, в другой — физраствор. Клетки отличались друг от друга по виду, запаху и материалу, из которого они сделаны. Спустя неделю грызунам предоставили свободу выбора: мыши с увеличенным числом дендритных шипиков в итоге выбирали клетку, в которой получали дозу.

Ученые считают, что именно дендритные шипики отвечают за формирование зависимости. Кокаин закрепляет в мозгу человека поведение, связанное с употреблением наркотика, отмечается в статье. «Исследование дает точное представление о том, как формируется тяга к наркотику», — заявил доктор Института психиатрии лондонского Королевского колледжа Джером Брин в интервью BBC. Но, отметил он, как использовать полученные знания при лечении наркозависимости, пока неясно.