Истории

Петербуржцы хотят сдавать мусор по-европейски, а чиновники - по-советски

В Петербурге перестал работать мобильный пункт приема мусора, который позволял петербуржцам сортировать бытовые отходы по виду. С каждым месяцем популярность проекта росла. Возможно, пункт возобновит работу осенью, а возможно — нет: экологическая инициатива функционировала, в основном, за счет средств ее организаторов, которые подошли к концу.

Мобильный пункт приема вторсырья в Петербурге проработал примерно полгода. Сейчас проект формально в отпуске — возможно, до сентября; по другой версии — заморожен на неопределенный срок. Мобильный пункт — волонтерская инициатива: трижды в месяц грузовик движения «Раздельный сбор» ездил по разным районам, и все желающие могли сдать заранее рассортированные макулатуру, пластик и прочее.

Для многих петербуржцев — тех, у кого рядом с домом нет «цветных» контейнеров и пунктов приема вторсырья, и тех, кому неудобно сдавать мусор на специальных ежемесячных акциях — мобильный пункт был единственной возможностью проявить экологическую ответственность. «Я больше не могу копить. Стала выбрасывать тетрапаки. Буду избавляться и от остального, хоть это и против моих убеждений», — пишет в группе «Раздельного сбора» «ВКонтакте» Евгения У. «Дома так много мусора, что меня муж скоро выгонит. А я продолжаю собирать, так как рука не поднимается выбросить», — вторит Елена Ш.

Активисты называют две причины, в связи с которыми мобильный сбор мусора оказался приостановлен. Первая — проект оказался убыточным. «Мы пытались вывести его на окупаемость, но стало очевидно, что он требует вложений, — говорит координатор мобильного пункта Степан Черняев. — Сейчас вопрос стоит так: мы либо отказываемся от проекта, либо будем вести его за счет пожертвований. Стоимость одного заезда мобильного пункта — 4 тысячи рублей, мы можем набрать 12 кубометров мусора — итого около 350 рублей за кубометр, что соответствует примерной стоимость вывоза несортированного мусора из жилых домов. Мобильный пункт с этой точки зрения эффективнее: мусор идет на переработку, а не на свалку. Но эти 350 рублей надо где-то брать. Готовы ли люди сдавать деньги? Большой вопрос». Опыт уже был: как-то раз эковолонтеры кинули клич — и собрали с общественности за месяц необходимые для одного из проектов 8 тысяч рублей. Но получится ли повторять подвиг ежемесячно — неизвестно.

Вторая причина — на прошлой неделе экоактивисты отказались от одного из своих складов: не хватило сил и ресурсов. Осталось небольшое помещение 4 на 8 метров на Петровском острове: фактически собираемый мобильным пунктом мусор некуда отвозить. «Сейчас на складе накопилось примерно на полторы-две «Газели» стекла и на одну «Газель» пластиковых бутылок. Накануне вывезли целую машину пакетов, которые собирали несколько месяцев», — рассказывает координатор «Раздельного сбора» Алексей Егоров. Собранный на акциях и при помощи мобильного пункта мусор сдается волонтерами за деньги партнерам-переработчикам — в итоге у активистов в лучшем случае получалось выходить «в ноль», обычно же — «в минус». Ни о какой прибыли речи не шло.

Но в Петербурге становится все больше людей, которые готовы сортировать свой мусор. В группе «Раздельного сбора» «ВКонтакте» сейчас более 9 тысяч человек. Если в феврале мобильный пункт вывез за три заезда 17 кубометров мусора, то уже в апреле цифра почти удвоилась; число участников проекта увеличилось со 148 человек до 329. К движению постоянно присоединяются новые микрорайоны: так, сейчас заявили о себе волонтеры из Рыбацкого и близ метро «Пионерская» — они хотят проводить акции по раздельному сбору мусора.

Заниматься сбором макулатуры начали и в правительстве Ленобласти. Через движение «Раздельный сбор» активисты из числа чиновников комитета по печати нашли компанию, которая оперативно забирает макулатуру по указанному адресу. Решение утилизировать бумагу «по-зеленому» приняли год назад. Сначала откликнулись лишь некоторые сотрудники комитета, но затем в процесс стали включаться всё новые люди. Впрочем, многие в областном правительстве до сих пор не знают о том, что есть возможность сдавать макулатуру. Другие просто отказываются месяцами копить на рабочем столе горы бумажного мусора. Оптимальный период для вывоза макулатуры — раз в неделю, говорят они. Зато местные уборщицы с пониманием относятся к процессу: «Знали бы вы, сколько бумаги просто выбрасывается, а ведь все это можно было бы сдать».

Сейчас в областном правительстве идет переход на электронный документооборот. До завершения процесса разумно отдавать ненужную бумагу в переработку, — объясняют в правительстве. Тем более, что многие документы оформляются по старинке — на бумажных носителях: в частности, это касается проектов нормативно-правовых актов. Накапливается существенный массив бумаги разного сорта: газеты, журналы, черновики, устаревшие документы — всё это можно утилизировать.

Эффективную схему сбора макулатуры активисты от правительства видят так: чиновник в конце рабочего дня взял стопку ненужных бумаг, отнес в накопитель, который находится поблизости от кабинета. Далее накопители раз в неделю очищаются сборщиками вторсырья и вывозятся на переработку. Проблема же заключается в том, что на накопители и работу по сбору нет возможности выделить бюджетное финансирование. С другой стороны, макулатура — прибыльный бизнес, считают местные активисты. И если процесс сбора отлажен и орган власти безвозмездно передает вторсырье, орграсходы может нести и сама компания-сборщик. 

Бизнес, как и обычные активисты, не успевает за спросом общества. Нет проблем разве что с переработкой макулатуры, всё остальное — непаханое поле возможностей, которыми мало кто пользуется. По словам Степана Черняева, предприятия, занимающиеся переработкой пластика, готовы принять в 10 раз большие объемы, нежели сейчас: если бы только в городе наладили нормальный сбор. Наиболее позорная ситуация — с битым стеклом: отходы такого рода просто некуда сдавать — в настоящий момент их нигде не смогут переплавить. 

Молодой бизнесмен Роман Дырдин, вернувшись из армии, недавно с нуля организовал в Гатчине предприятие по переработке пластиковых бутылок. Пока компания работает, в основном, на энтузиазме. «Выгодным этот бизнес может быть только при содействии властей: нужны льготы и меры поддержки», — считает Роман. На днях предприниматель побывал в гатчинской администрации: предложил установить по одному дополнительному баку на каждой контейнерной площадке в городе — собирать в этот бак алюминий, стекло и ПЭТ-бутылки. Та же компания, которая вывозит основной мусор, могла бы забирать сортированный и отдавать на переработку. «Спасибо за интерес, перезвоните через две недели», — ответили Роману в администрации.    

Вот и получается, что без заинтересованности властей наладить сбор и переработку мусора на должном уровне не получается. В этом смысле у экоактивистов положение примерно такое же, как у велосипедистов: запрос на велодорожки (читай: раздельный сбор) с каждым годом всё больше — чиновники делают вид, что не замечают его.

В настоящий момент активисты движений «Мусора.Больше.Нет» и «Раздельный сбор» формулируют свои предложения для городских и федеральных властей. Вкратце они такие. В масштабах Петербурга — обязать все крупные магазины установить пункты приема раздельных отходов. Сами пункты мог бы закупать город: каждый стоит примерно 10 тысяч рублей; за чистотой и сохранностью объектов должна следить администрация магазина; контролировать ее действия — энтузиасты-волонтеры.

В масштабах страны: во-первых, обязать производителей унифицировать стеклотару до 10-20 вариантов (а не бесконечного множества, как сейчас) — тогда можно было бы без проблем давать новую жизнь старым бутылкам. «Сейчас «оборотными» являются только бутылки пива «Балтика» (их 18 видов) и «Степан Разин», а остальное идет как стеклобой, и это крайне неэффективно, — говорит Степан Черняев. — Конечная цель: мы не забираем ресурсы у природы, стекло в стране становится на 100% оборотным. Те же предприятия, которые захотят эксклюзивные формы бутылок — например, для дорогого коньяка — пускай платят экологический налог, равный стоимости утилизации этих бутылок». Вторая федеральная инициатива: производители пластиковых бутылок платят государству по 2 рубля за каждый товар — в то же время казна обязуется вернуть эти деньги, как только бутылка завершит естественный цикл «покупка – распитие напитка – сдача в пункт сбора вторсырья – переработка». «Эти 2 рубля станут достаточным рыночным стимулом, при котором в каждом городе выстроится система сбора раздельного мусора», — считает Степан Черняев.

Активисты пока не знают, когда именно начнут «доставать чиновников» со своими предложениями, но намерены сделать это в обозримом будущем.

Добавим, очередная ежемесячная акция по сбору вторсырья состоится 7 сентября, адреса можно узнать в группе «ВКонтакте»

share
print