Город

Отсутствие велодорожек приведет к транспортному коллапсу на Невском проспекте

6 сентября 2013 11:26 Подготовил Андрей Сошников
версия для печати
Интенсивность велодвижения на Невском приблизилась к критической массе - 1000 велосипедов в сутки. Согласно строительным нормативам, оставшимся с советских времен, при таком количестве необходимо строить велодорожки. Впрочем, пока Невский не начнут реконструировать, эта норма будет необязательной к исполнению. Возможно, через несколько лет автобусы затеряются в толпах велосипедистов на выделенной линии.
Отсутствие велодорожек приведет к транспортному коллапсу на Невском проспекте Фото: википедия(Bundesarchiv, Bild 183-S53267 / CC-BY-SA)/flickr.com(karindalziel)/Дмитрий Кутиль
Фонд «Городские проекты» публикует результаты исследования велосипедной инфраструктуры на Невском проспекте. «Мы считали велосипедистов, которые едут в обоих направлениях, — пишет автор исследования Максим Соболевский. — Точки выбирали разные — от Адмиралтейства до площади Восстания. На участке от Адмиралтейства до Мойки велосипедистов несколько меньше, но в целом большинство из них проезжает весь Невский проспект от начала до конца». Интенсивность велодвижения на Невском проспекте отразилась на графиках:
 
Графики Максима Соболевского, фонд «Городские проекты»
 
Получается, за один будний день главную улицу Петербурга проезжают 935 велосипедистов, за субботу или воскресенье — 700. Это значит, еще немного, и при растущей популярности велосипеда интенсивность движения на Невском перевалит за 1000. Такое число зафиксировано в Строительных нормах и правилах, которые Госстрой СССР принял еще в 1985 году: «Велосипедные дорожки следует проектировать вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог на участках, <…> где интенсивность велосипедного движения дорог будет достигать 1000 единиц в сутки».
 
СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», в котором указана эта норма, не отменен до сих пор. В 1995 году все строительные нормы стали рекомендательными, в 2010 части из них вернули обязательный характер по закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Перечень обязательных норм приведен на сайте Федерального агентства по техническому регулированию. Значит ли это, что как только на Невский выкатят лишние 65 велосипедистов, горожане смогут потребовать законную велодорожку?
 
«Важно отметить, что по нормам велодорожки следует строить вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог, то есть дорог, которые строятся заново (это не случай Невского) или реконструируются, то есть у них меняются функциональные параметры (тоже не случай Невского)», — комментирует координатор проекта «Делайте правильно!» Дмитрий Гусев. Впрочем, он считает, что задача устройства велодорожек в центре города выполнима: «Либо надо полностью перекомпоновывать Невский, делать, как на Западе: тротуар, велосипедная дорожка, потом разделительная полоса, и на эту полосу общественный транспорт высаживает пассажиров. И дальше уже для остального транспорта. Но это перспектива не ближайших десяти лет. Пока можно пускать велосипедистов и мотоциклистов на полосу для общественного транспорта». 
 
«Чтобы чиновники задумались о строительстве велодорожки, величина отката за строительство должна превысить величину откатов за размещение рекламных тумб на Невском проспекте, размещение на тротуарах незаконных «веранд» ресторанов и так далее, — говорит велоактивист Павел Семенов. — Судя по исследованию «Городских проектов», на Невском проспекте проезжает один человек в минуту при средней скорости обычного велосипедиста 15 км/ч. Это значит, на основной части Невского (2,5 км) одномоментно находятся примерно десять велосипедистов, и на каждого приходится 250 метров трассы. Когда там будет находиться 100 велосипедистов, чтобы на каждого приходилось 25 метров трассы, — это будет близкое к критической массе количество.
 
Тогда встанет автобусное движение по выделенным полосам, у машин будет риск уткнуться в велосипедиста при перестроении. Но тогда подготавливать велополосы будет уже поздно... Я думаю, что это количество будет достигнуто через три года максимум при таких темпах велосипедизации Петербурга».

В «Городских проектах» отмечают: «Тот факт, что в будний день на Невском на 30% больше велосипедистов, а также повышенная активность в утренние и вечерние часы в будни, свидетельствует, что велосипед для многих является средством передвижения на работу, по делам. Кроме того, Невский проспект едва ли является привлекательным местом для тех, кто использует велосипед только в качестве досуга и выезжает «покататься». Можно заключить, что для большинства проезжающих по Невскому проспекту велосипедистов велосипед является основным видом транспорта в летнее время».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 274

Все опросы…