Истории

Два закона о сохранении центра Петербурга: и оба хуже

Закон о сохранении центра Санкт-Петербурга был подготовлен специалистами Смольного в разгар летних каникул. Жители центральных районов, которых он напрямую касается, называют его «проектом государственных рейдеров». Депутат Заксобрания Борис Вишневский спустя месяц приготовил свою концепцию, и сегодня она была опубликована на сайте петербургского «Яблока». Для горожан особый смысл имеют 9 и 10 главы, рассказывающие, на каких условиях их дома будут изыматься для проведения капремонта, если закон будет принят.

Реконструкции, по задумке Смольного, для начала подвергнутся 290 тысяч кв. метров жилья в 418 домах (из них только 155 — жилые) в двух районах — Адмиралтейском и Центральном. В основном, там уже отдельные квартиры, но все же имеются очередники в коммуналках — около трех тысяч человек. Всего жителей — 21 тысяча. В 46 зданиях отсутствует горячее водоснабжение; впрочем, кто сказал, что колонка — это плохо? Еще 14 жилых домов не оборудованы ванными комнатами.

1. Великое переселение

Проект Смольного

Квартиры в домах, идущих на капремонт, будут освобождаться от жильцов; им будет предоставляться новое жилье (в каких районах — не оговорено). Второй вариант: собственники получат денежную компенсацию размером не меньше «рыночной стоимости» жилья. Смогут ли жильцы оспорить в суде размер «рыночной стоимости», в законе не оговаривается. Третий — собственники жилья переедут в маневренный фонд, но никто не дает им твердых гарантий возвращения. Дело в том, что планировка квартир, особенно коммунальных, всенепременно подвергнется реконструкции. И как старые жильцы смогут вернуться обратно, если их старой квартиры уже нет? Если окажется, что площадь квартиры в результате ремонта увеличилась, — скажем, от широкой лестничной площадки отрезали часть, чтобы сделать ванную — прежнему владельцу укажут на дверь. Правда, если прирост составил менее 0,5%, может, и не укажут. Или если новый собственник доплатит за излишки. Сколько именно, по рыночной ли цене — это законопроект еще не обговорил.

Проект Вишневского

Финансирование должно осуществляться за счет не только городского, но федерального бюджета, так как центр Санкт-Петербурга — национальное достояние. Подготовка Заксобранием специального закона, который подготовил бы программу сохранения центра. Смольный предполагал, что достаточно одного лишь постановления правительства.

Условия перепланировки будут оговорены заранее и, какой бы сложной ни оказалась конструкция дома, менять их будет недопустимо.

У жителей появляются дополнительные гарантии: во-первых, предоставляемый им маневренный фонд должен быть площадью не меньше, чем старое жилье, во-вторых, им должно гарантироваться возвращение в старую квартиру.

Комментарии

Дмитрий Новик, житель Коломны:

Этого закона вообще не должно быть — ни в смольнинском варианте, ни в каком бы то ни было. Потому что это противоречит здравому смыслу. Вы представляете себе квартирографию старых домов? Их невозможно сохранить после ремонта в нынешнем виде, потому что Стройнадзор просто не примет такую квартиру. Это расселенные коммуналки, это врезанные кое-как сети коммуникаций, это кухни, которых вечно не хватает, значит, их придется каким-то образом пристраивать. Труб не хватает, поэтому я запитываю соседа, а в его квартире нет ни одного стояка, все идет от меня. Квартиры на разных уровнях — соответственно, разная высота потолков. Сделать реконструкцию и оставить все в прежнем виде — по стоимости будет равняться реставрации Зимнего дворца. Такой ремонт никто не будет делать, если не будет перспективы оставить эту квартиру себе, а не вернуть в нее прежнего жильца.

Леонид Сандалов, заместитель директора агентства недвижимости «Бекар»:

В этом законе меня смущает, что нигде толком не расписывается, сколько в программу попадает квартир из «золотого треугольника», то есть окрестностей Конюшенной площади, а сколько — из Коломны. Это же очень разные районы. И если требования двух этих разных законопроектов могут подходить к Коломне, то к «треугольнику» они не подойдут. В ЗТ за комнату можно без проблем выручить однокомнатную и даже двухкомнатную квартиру. Даже в центре… Мне кажется, и администрация, и братья Зингаревичи, которые проводят эту реновацию, играют с огнем. Потому что фасадная часть «золотого треугольника», где окна выходят на Неву и Петропавловку, куплена такими людьми, что можно и пулю получить, если будешь им мешать.

2. Реконструкции

Проект Смольного

Снос здания в историческом центре является одним из вариантов реконструкции.

Проект Вишневского

Понятие «сноса» категорически исключается.

Комментарии

Леонид Сандалов:

Возможно, в Коломне и есть дома, которые можно снести, хотя я сомневаюсь. В окрестностях Конюшенной каждый дом — памятник. Их в любом случае сносить нельзя. Кстати, к реконструкции еще надо подойти с разбором. Люксовые ремонты в тех квартирах по стоимости может превышать цену самой квартиры. А еще реноваторы обещают замену коммуникаций и как-то умудрились забыть, что на Конюшенной все подземные магистрали обновлялись совсем недавно.

3. Гарантии жильцам

Проект Смольного

Когда дом все-таки приговаривают к ремонту, выселение жильцов, в том числе собственников, происходит практически без их согласия. Эпидемия таких выселений началась при Валентине Матвиенко: в домах, считающихся аварийными, отключали свет, газ и прочее. Людям не оставалось иного выхода, кроме как уехать в маневренный фонд.

Проект Вишневского

Если по результатам обследования выявлена необходимость выселения жителей, и все официальные споры его не поколебали, проект перепланировки каждой квартиры (в том числе коммунальной) в обязательном порядке согласовывается со всеми собственниками жилых помещений. При отказе хотя бы одного собственника согласовать проект снова запускается процедура разрешения споров. До разрешения споров в указанном порядке перепланировка жилых помещений запрещается.  

Гражданин не должен ничего доплачивать, если увеличилась площадь его жилья после ремонта. У него появляются гарантии возвращения в свой дом из маневренного фонда.

Если в результате перепланировки коммуналки прекратили свое существование, бывшим владельцам комнат предоставляется в собственность другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену и с компенсацией убытков.  

Комментарии

Леонид Сандалов:

В обоих вариантах — Смольного и Вишневского – в принципе, не сказано ничего нового, о чем не позаботился бы наш Гражданский кодекс. А он гласит: никого нельзя выселять из его дома, если он не аварийный. И что любая перестройка, даже появление мансарды, невозможна без согласования со всеми жителями.

share
print