Истории

Марсоход Curiosity не нашел на Марсе признаков жизни

Марсоход Curiosity не нашел в атмосфере Марса следов метана (CH4), который считали признаком существования жизни на планете. Аппарат обнаружил лишь незначительное содержание газа. Данные марсохода поставили ученых в тупик, поскольку во время наблюдений с Земли специалисты фиксировали мощные выбросы CH4 в атмосферу.

Метан на Марсе впервые обнаружили в 2003 году — CH4 нашли при помощи инфракрасного телескопа NASA на Гавайских островах. Тогда ученые предположили, что источником вещества могли стать марсианские микробы. Дело в том, что на Земле этот газ почти на 95% имеет биологическое происхождение.

Дальнейшие наблюдения с помощью телескопов и орбитальных марсианских зондов показали, что концентрация метана зависит от места на планете и времени года. Позднее ученые наблюдали выбросы вещества в марсианских регионах Большой Сырт, Сабейская земля, а также в долине Нила. Тогда же ученые зафиксировали выброс в атмосферу планеты 19 тысяч тонн метана.

• q3.jpg

Фото: NASA

Согласно данным зонда «Марс-Экспресс» от 2004 года, концентрация метана на планете колебалась от 10 ppbv до 45 ppbv. Для сравнения, концентрация метана на Земле может достигать 1750 ppbv. Наблюдения с помощью наземных телескопов показали, что в долине Маринера на Марсе содержание газа достигает 10 ppbv. Такой разброс в данных заставил ученых усомниться в достоверности обнаружения метана.

Ответ на вопрос, есть ли на Марсе метан, должен был дать Curiosity. В ноябре 2012 года аппарат проанализировал атмосферу планеты и не нашел признаков метана в районе кратера Гейла. Позднее марсоход взял еще несколько проб, однако и в последующие разы метан найти не удалось.

• q3.jpg

• q4.jpg

• q5.jpg

Фото: NASA

Химическая лаборатория аппарата под названием SAM при помощи спектрометра обнаружила концентрацию метана на уровне 0,18 ppbv. Однако ошибка измерений может составить до 0,18 ppbv, сказано в статье специалистов НАСА в журнале Science. Проанализировав эти данные, ученые заключили, что предел концентрации с вероятностью 95% составляет 1,3 ppbv.

Согласно ранним вычислениям, в атмосфере должно было остаться около 6 ppbv. Примечательно, что по данным зонда «Марс-Экспресс», концентрация метана в этом месте должна колебаться на уровне от 15 до 30 ppbv.

Теперь специалистам NASA предстоит выяснить, откуда взялся метан, найденный на Марсе в 2003 году, а также определить, куда он пропал сейчас.

• q1