Ученые: Земля походила на вулканический спутник Юпитера Ио

26 сентября 2013 14:25 МР
Ученые: Земля походила на вулканический спутник Юпитера Ио Фото: astrogeology.usgs.gov
Геологическая структура Земли в первые миллионы лет жизни планеты походила на устройство спутника Юпитера Ио. К такому выводу пришли американские ученые, сравнившие самую вулканическую планету Солнечной системы с юной Землей. Облик нашей планеты походил на внешний вид Ио на протяжении одного миллиарда лет, заключили специалисты.

На протяжении многих лет считалось, что верхний и нижний слои коры ранней Земли были горячее, чем поверхность планеты в настоящее время. Однако при анализе древних горных пород выяснилось, что температура литосферы юной планеты сравнима с текущим положением. Эта геологическая загадка получила название «архейский парадокс» (по аналогии с архейской эрой, самой древней геологической эрой Земли).

Разрешить «архейский парадокс» попытались геологи Вильям Мур из университета Хэмптона и Александр Уэбб из университета Луизианы в Батон-Руже. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature.

Чтобы объяснить парадокс, ученые решили исследовать спутник Юпитера Ио, на котором вулканы выделяют на поверхность огромное количества тепла. Извержения происходят из-за воздействия других спутников, расположенных поблизости, — Ганимеды и Европы. Известно, что недра Ио вырабатывают в 40 раз больше энергии, чем Земля, при этом температура поверхности остается достаточно низкой.

Фотогалерея

• Фоторепортаж: «Спутник Юпитера Ио»

Во время анализа структуры литосферы спутника Юпитера специалисты установили, что поверхность Ио не нагревается благодаря своеобразной «системе центрального отопления». Вулканы планеты связаны между собой «трубами», расположенными в толще коры и мантии. Именно через них тепло выбрасывается на поверхность вместе с магмой из вулканов.

При помощи компьютерной модели Вильям Мур и Александр Уэбб перенести «систему отопления» на юную Землю. Согласно расчетам ученых, такая «система» существовала до отметки в 3,5 млрд лет назад. Исследователи отмечают, что подобный вариант объясняет, почему тектонические процессы на Земле начались лишь через миллиард лет после рождения планеты.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram

Что делать с "Лахта-Центром"?