Астрономы нашли необычный объект в созвездии Водолея

10 октября 2013 13:11 МР
Астрономы нашли необычный объект в созвездии Водолея Фото: artist impression; NASA/JPL-Caltech
Астрономы обнаружили в созвездии Водолея необычный и крайне тусклый космический объект, который по своим характеристикам настолько укладывается в некое «промежуточное» положение между звездой-коричневым карликом и планетой-газовым гигантом, как никакой другой из ранее найденных. Малые размеры, низкая температура и свечение поверхности не позволяют однозначно назвать объект PSO J318.5-22 звездой или планетой.

Таким образом, обнаружение этого объекта еще больше размывает границы между звездами и планетами, которое и ранее было не слишком четким после открытия в 1990-х годах «недозвезд» — коричневых карликов. Об исследовании европейских ученых из Института астрономии в Гейдельберге (Германия), результаты которого опубликованы в Astrophysical Journal Letters, пишет РИА  «Новости».

«Планеты, которые мы находим путем прямых наблюдений, крайне сложно изучать: они находятся очень близко к своим звездам, — рассказал один из авторов работы Найалл Дикон. — Но PSO J318.5-22 не является спутником звезды, благодаря чему наблюдать за ней гораздо проще. Она поможет понять, что происходит внутри газовых гигантов во время их рождения».

Дикон и коллеги обнаружили объект, который можно назвать и одним из самых холодных коричневых карликов, и относительно молодой экзопланетой-сиротой (планета без звезды), во время наблюдений за небом в созвездии Водолея при помощи орбитального телескопа WISE и наземного Pan-STARRS1.

Тусклый и небольшой объект был едва заметен даже на снимках WISE. Изучив его характеристики, исследователи выяснили, что они имеют дело с крайне необычным космическим телом: оно в 6,5 раз тяжелее Юпитера и в десятки раз горячее его (температура поверхности +886 градусов Цельсия). Возраст объекта относительно невелик - около 12 млн лет. Все это не позволяет однозначно отнести его к той или иной категории уже известных небесных тел.

Таким образом, грань между планетами и коричневыми карликами продолжает размываться. Вторым примером такого «пограничного объекта» является еще одно небесное тело, открытое недавно астрономами того же института, — OTS44 в созвездии Хамелеона.

Видео по теме

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram

Что делать с "Лахта-Центром"?