Истории

Популярность православия объясняется просто: зрительный образ, плюс музыка, плюс запах

«Самое сильное эстетическое впечатление у нас может вызвать сочетание трех факторов: зрительного образа, музыки и запаха. И это, как известно, используется во многих религиях и культах», - рассказывает норвежский ученый Пер Олаф Фольгеро. И приводит примеры с православными и кальвинистами: у первых службы - пышные, духоподъемные; у вторых обряды были пресные - и во многом поэтому кальвинисты потеряли немало сторонников.

В октябре в Петербург приезжал норвежский ученый Пер Олаф Фольгеро, специалист по нейроэстетике. Это молодая наука, изучающая природу наших эстетических чувств: почему что-то кажется нам красивым, а что-то — уродливым. Пер Олаф — доцент кафедры исследований в области лингвистики, литературы и эстетики Университета Бергена. 

— Мы, петербуржцы, любим называть свой город самым красивым в мире. А что на берегах Невы у вас вызывает самое сильное чувство прекрасного? 

— Когда я бываю в Петербурге, я обязательно хожу на службу в Казанский собор. И у меня даже слезы бегут по щекам от этого убранства, песнопений, запаха ладана. Я не очень много знаю о православии, но в эти моменты чувствую какое-то особое единение с ним.

— И какова природа этого чувства, с точки зрения нейроэстетики?

— Самое сильное эстетическое впечатление у нас может вызвать сочетание трех факторов: зрительного образа, музыки и запаха. И это, как известно, «используется» во многих религиях и культах. Есть даже мнение, что кальвинисты потеряли немало своих сторонников, потому что их обряды оказались слишком пресными: нет красивых песен, красивых храмов, икон, ароматов. Интересно и то, что за эстетические и моральные чувства отвечают практически одни и те же зоны мозга. И синтез морального и эстетического дает особое возвышенное состояние.

  • IMG_0063

    Михаил Волков

  • IMG_0041

    Михаил Волков

  • IMG_0069

    Михаил Волков

— А какие еще принципы восприятия прекрасного открыла нам наука нейроэстетика?

— Это очень молодая наука, она выделилась в начале 1990-х годов, когда ученым стали доступны магнитно-резонансные томографы для исследования мозга. Поэтому мы пока исследовали только вершину айсберга. Но, пожалуй, прорывом в области нейроэстетики стало открытие в 1996 году так называемых «зеркальных нейронов». Открытие совершили итальянские ученые в университете города Пармы. Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons) — это  нейроны головного мозга, которые активизируются, когда мы совершаем действие. Но, что самое важное, они возбуждаются, и когда мы наблюдаем за каким-либо действием другого существа, при этом сами можем оставаться неподвижными. Они срабатывают, даже  если мы видим изображенное действие на картинке или на экране. То есть мы как бы «отзеркаливаем», проживаем это в своем теле. Скажем, глядя на картину с изображением распятия Христа, мы нечто отдаленное ощущаем физически, что позволяет нам сопереживать, чувствовать драматизм ситуации. Можно сказать и то, что зеркальные нейроны отвечают за эмпатию — способность непосредственно переживать эмоции другого, и таким образом помогают человеку лучше понимать других людей. Это открытие может иметь очень много последствий, скажем, новые методы психотерапии.

Что еще важно — исследования мозга показывают, что на восприятие объекта как чего-то прекрасного влияет быстрота обработки стимула: чем быстрее, легче его обработать, тем он красивее для нас. А ускоряют обработку стимулов симметричность объекта, высокий уровень контрастности и яркости цветов. Также это происходит, если образ является для человека чем-то знакомым, что-то напоминающим, типичным, часто наблюдаемым. Еще один интересный факт — исследования показывают, что люди чаще называют красивыми объекты с пропорциями «золотого сечения».

Если говорить непосредственно о части мозга, которая «чувствует» прекрасное — это зона, находящаяся посередине между двумя полушариями, участок в районе лба и глаз, она активизируется, когда мы переживаем эстетические чувства.

— Почему дети острее чувствуют прекрасное? 

— Здесь очень важны соотношения эмоционального и рационального в нашей психике. У детей гораздо выше эмоциональное восприятие жизни, потому что они пока свободны от любых рамок. А с возрастом накладывается много правил, понятий, что хорошо, а что плохо, красиво – не красиво. И это влияние различных норм начинает закрывать способность к чистому эмоциональному восприятию. Взрослые очень сильно загружены правилами, нормами, представлениями и установками. Мы слишком много думаем, анализируем, у нас много рациональности в жизни.

— А как же вернуть ту чистую способность чувствовать красоту или просто усилить ее?

— Надо учиться «отстраняться от ума». В психотерапии даже есть такое направление, в переводе на русский — «общая психическая вовлеченность» (mindfulness), его противопоставляют рациональности. Когда человек учится быть «здесь и сейчас», когда нет беспокойства ни о прошлом, ни о будущем. И в этом состоянии мы испытываем самые сильные эстетические чувства.

Также, если вы хотите вернуть себе детское восприятие, задействуйте обоняние. Запах — скажем, аромат цветка — может вас сразу перенести в то детское ощущение счастья, дома бабушки или дедушки, чего-то родного, давнего. Потому что в мозгу рядом с путями, которые отвечают за проведение сигналов к зонам, откликающимся на прекрасное, находятся и зоны, которые отвечают за память. А память очень тесно связана с запахом, это древние мощные связи. Вообще, все, что нас сильно затрагивает эмоционально, любое переживание связано с целым пластом ассоциированных с ним переживаний в нашей памяти.

— То есть, если на художественной выставке ты не понимаешь, почему все вокруг восторгаются, это значит, что надо отключить «рацио», а если и это не помогает, значит, в памяти ничего не «откликается»?

— Вполне возможно. Правда, если «все восторгаются» тем или иным художником, это не значит на самом деле, что все действительно переживают эстетические чувства. Наверное, многие попадали в такую ситуацию: приезжаешь в Рим и, конечно, нужно посмотреть в Сикстинской капелле росписи Микеланджело, все туда стремятся. Но вот ты уже там — и ничего не чувствуешь! А ты ехал, мечтал…

Получается, лучше позже посмотреть репродукцию, включив приятную музыку и наполнив комнату ароматами?

— Отличный способ! Вообще, люди часто задаются вопросом: как понимать искусство? Считается, что надо в нем разбираться, быть компетентным. Но я считаю, что не обязательно быть настолько умным, чтобы все понимать, искать во всем какой-то смысл. Пикассо как-то сказал, что все хотят быть умными и компетентными, чтобы понимать искусство, но почему бы, например, не захотеть стать специалистом по пению птиц? Просто пение птиц не настолько «раскрученное» понятие, вот и все.

share
print