Общество

Инструкция для покупателя: что надо знать, чтобы не быть обманутым

25 октября 2013 12:17 МР
версия для печати
Вероятно, каждый покупатель хоть раз, да попадал в неприятную ситуацию в магазине. С полки свалилась ценная ваза – обвинили в порче товара. Под игрушкой стоит один ценник – пробили сумму больше: «Ценники не успели поменять». Потребовали сдать вещи в камеру хранения – и тут же заявили, что ответственности за них не несут. Какие законы надо знать, чтобы отстоять свои права?
Инструкция для покупателя: что надо знать, чтобы не быть обманутым Фото: Дмитрий Кутиль

Если вас обвиняют в том, что вы разбили товар в магазине

Ситуация: «Мы с сестрой как-то раз пришли в аптеку. Решили заодно купить минералку. Она была в стеклянной бутылке. Расплачиваясь, сестра поставила бутылку на выступ у кассы. Не заметив, что выступ имеет небольшой наклон вниз. Бутылка соскользнула и — ба-бах! — разбилась. Юноша-продавец успокоил: «Вы не первые, у нас регулярно что-то разбивают». За бутылку мы, конечно, сразу расплатились», — рассказывает петербурженка Юлия Н.

Кто прав: Ладно, недорогая минералка, но если разбита, допустим, бутылка виски за 3 тысячи рублей? Продавец говорит: виноват покупатель; клиент клянет неустойчивые полки и узкие проходы в магазине. По словам юристов, взыскать стоимость разбитого товара на месте с покупателя не имеют права: магазин должен обратиться в суд — и уже там покупатель должен доказать, что он не виноват. Как правило — если клиент очевидным образом не виноват — конфликт прекращается на стадии требования жалобной книги. Если инцидент произошел у всех на глазах и даже потребителю очевидно, что он в ответе, лучше не качать права, а расплатиться за испорченный товар.

Закон: Часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ («Общие основания ответственности за причинение вреда»): «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

Если ценник в зале отличается от суммы, которую вам пробил кассир

Ситуация: «В магазине «Д.» я битый час пыталась доказать продавцам, что ежели в ценнике на кофе написано, к примеру, 300 рублей, то я имею право эти самые 300 рублей и заплатить. Не, уперлись рогом — и все. Не успели поменять ценники, видите ли. Говорю им: звоните в головной офис, если на месте не можете разрешить этот вопрос. А дело было вечером, в головном офисе все сотрудники уже по домам разбрелись. А кофе мне утром нужен был кровь из носу, а в Шушарах его больше и не купить нигде. В общем, заплатила я им то, что они хотели, плюнула (виртуально, естественно) и ушла. Не хожу я к ним больше», — пишет жительница Шушар Оксана К.

Кто прав: Чаще всего продавцы объясняют разницу в цифрах на полке и на кассе тем, что не успели поменять ценники. Но в данном случае закон на стороне потребителя. Если с вами вступили в конфликт, вызовите администратора магазина, попросите жалобную книгу. Если вы решили пойти на принцип и наказать продавцов, можно обратиться в Роспотребнадзор. Но если руководство магазина дорожит репутацией, конфликт постараются уладить в зародыше, пойдя на уступки клиенту.

Закон: Часть 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ («Публичный договор»): «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

Если вас заставляют сдать вещи в камеру хранения

Ситуация: «Женщина лет 60 стояла с сумками у дверей прачечной в торговом комплексе, а ее внук пошел в прачечную забирать изделия. Я копошилась около них в соседнем отделе минут десять, потом подошел охранник из магазина «П.» и начал вырывать у женщины пакет с покупками и наезжать на нее, мол, она не сдавала сумку в камеру хранения, кричать "Давайте чек". Женщина побелела и впала в ступор от такой наглости. Я заступилась за нее вместе с одним прохожим мужчиной. В то время вернулся внук (мальчику лет десять на вид), охранник сказал: "В следующий раз сдавать в камеру вещи будете", на что мальчик ответил: "В следующий раз я с травматом приду"», — рассказывает петербурженка Ольга П.

Кто прав: Будь у вас в руках хоть сумка-тележка, хоть чемодан — останавливать вас и требовать поместить поклажу в камеру хранения сотрудники магазина не имеют права. А до сих пор кое-где встречающиеся объявления «Администрация не несет ответственности за оставленные в камере хранения вещи» и вовсе никакой юридической силы не имеют: еще как несет.

Закон: Статья 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Часть 1 статьи 886 Гражданского кодекса РФ: «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности».

Если вас обыскивает охранник

Ситуация: «У меня подруга однажды шла в гости к ухажеру, зачем-то прихватила с собой резиновый фаллос. И в магазине «запищала». Охранник попросил открыть сумку — она зачем-то открыла. Охранник почему-то сразу же сумку закрыл и отпустил девушку», — пишет петербурженка Татьяна Р.

Кто прав: Юристы сходятся на том, что представитель ЧОПа может лишь попросить подозрительного покупателя показать вещи — если клиент откажется, охранник вправе вызвать полицию, а та в присутствии двух понятых осмотреть, наконец, вашу сумку. 

Закон: Раздел III, статья 12.1 Закона РФ № 2487-I («О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»): «Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны <…> 2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц».

Часть 3 статьи 27.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице»): «Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 166

Все опросы…