Истории

В школе XXI века будут Wi-Fi в лаунж-зонах и устройство для чтения мыслей

В российские офисы пришла мода на продвинутый дизайн. И в музеи. Не говоря уже про креативные пространства. Единственная сфера деятельности, где интерьеры не меняется десятилетиями — средняя школа. Оказывается, это многим не нравится, в том числе учителям. Угнетают серые коридоры и пустые рекреации, в которых ни поиграть, ни отдохнуть толком. И уроки, которые приходится вести по-старинке, так что ученики с первых дней в школе уясняют: их учителя — ископаемые мамонты, не знакомые с прогрессом. Пора с этим бороться.

Вырваться из порочного круга помогают дизайнеры, программисты, инженеры со своими концепциями — как перестроить школу, как заменить учителя роботом. Первая экспериментальная площадка уже выбрана — это школа 53 в Приморском районе.

Все мы прекрасно представляем себе, как выглядит изнутри обычная городская школа. Там есть столовая и буфет, коридоры, классы и рекреации, спортивный и актовый залы, раздевалка, иногда музей. Лет 20 назад были еще пионерские комнаты. Авторы проекта «Дизайнерская платформа» предложили в 53-й школе совместить актовый зал (все равно почти не используется) со столовой. Новое помещение — огромное по площади — станет удобным местом для празднования выпускного. Сцену сделают посередине, перед ней ступеньками поставят сиденья, за сценой — столики для еды. Завуч школы Алена Максимова говорит, что проект всем понравился, но для его воплощения нужны деньги. Так что все новинки пока описываются в сослагательном наклонении.

  • _ERM2066

    Сергей Николаев

  • _ERM2057

    Сергей Николаев

  • _ERM2060

    Сергей Николаев

  • _ERM2055

    Сергей Николаев

  • _ERM2056

    Сергей Николаев

  • _ERM2051

    Сергей Николаев

  • _ERM2041

    Сергей Николаев

Вместе с актовым залом дизайнеры предлагают упразднить и административную часть. То есть кабинеты директора и завуча, может, и остались бы, но занимали гораздо меньше места. Зато перед столовой появится лаунж-зона с диванами и, может быть, бесплатным Wi-Fi, чтобы ребятам не скучно было стоять в очереди к буфету. Своя гостиная будет и в гардеробе — для родителей, которые ждут своих детей. Столовых, кстати, сделают две — для старших и младших школьников. Причины понятны. И главное — в новой школе предусмотрено два входа: тоже для того, чтобы младшие школьники не проталкивались ко входу одновременно со старшеклассниками.

Наконец, в 53-й школе — в библиотеке и музее — предусмотрена зона тихого отдыха: для тех, кто хочет спокойно подготовиться к урокам, или для группы продленного дня. Диванчики, столы. Обычно школьная библиотека — это ничего, кроме шкафов, и в ней нет никакого намека на читальный зал. Дизайнеры решили это исправить. И поставить не обычные парты, которые надоели в классах, а мягкие диваны.

Что касается парт, то их следует заменить на модульную мебель, конфигурацию которой можно менять, и добавлять тем самым комфорта и разнообразия.

Получается, создать ребятам среду, чтобы приятней было ходить в школу, можно. Разнообразить учебный процесс, отодвинуть теорию, продемонстрировать ощутимый результат — пожалуй, еще важнее. Прошли те времена, когда детей водили на заводы, показывали станок с чиповым управлением и зазывали после школы туда работать. Сейчас точить детали — скучно. Иное дело — точить их по собственноручно сделанному чертежу.

«Мы работаем с 3D-принтером, — рассказал руководитель центра FabLab Политехнического университета Игорь Аносов. — Представьте, приходит к нам мальчик, рисует на бумаге машинку — и через несколько минут получает ее модель из пластика. Точно по тому эскизу, который он нарисовал. Разве это не повод заинтересоваться программированием и дизайном? Но есть и другие креативные проекты. Веб-браузер для попугая. Платье для защиты личного пространства (нечто подобное — одежду, которая сигнализирует, что сзади приближается хулиган — Носов описал в «Незнайке в Солнечном городе»). Или сумка для крика. Представьте, что вам очень хочется на кого-то заорать, но вы в приличном месте. Открываете сумку, кричите в нее. Никто ничего не слышит. Потом уходите в лесок или на площадь, сумку расстегиваете — и из нее вырывается ваш крик. Эмоции погашены, злость удовлетворена.

Или вот обувь на заказ. Совсем не обязательно идти для этого в ателье. Можно обрисовать свою ногу со всеми косточками, с плоскостопием, сконструировать подошву, пририсовать к ней вверх — и вывести на принтер. И будет у вас обувь точно по ноге. Такие разработки интересны не только мальчишкам. Одна из последних наших идей — нейроинтерфейс. Это такой энцефалограф с цветным светодиодным датчиком. Сенсоры реагируют на расслабленность и концентрацию. Если ученику интересно, светится красный диод, если скучно — зеленый. Можно надеть на ученика это устройство и проследить, насколько интересен ему рассказ учителя. Или какие детали в рассказе выводят его из дремотного состояния, что ему, в конце концов, интересно. А нащупав эти пятна, пробудить интерес ко всему предмету. А что мешает надеть эти энцелографы на весь класс и оценить с их помощью, как воспринимается аудиторией одна лекция, и много ли в ней слабых мест?»

К счастью, учителя подобные новинки воспринимают благосклонно. Они сами готовы внедрять их на уроках, лишь бы отвлечь ребят от игры в смартфоны и пробудить в них интерес к урокам. Жаль, что финансов хватает в лучшем случае на интерактивные доски.

Семинар «Социально ориентированный дизайн» прошел 22 октября в Лофт-проекте «Этажи».

share
print