Город

Эксперимент: как работает «живое расписание» на остановках в Петербурге

25 октября 2013 11:23 Нина Астафьева
версия для печати
Система QR-кодов для получения информации о времени прибытия автобусов заработала в Петербурге в тестовом режиме. Корреспондент «Моего района» решил проверить, насколько она нужна и важна. Схема работает быстро, эффективно, но, к сожалению, подойдет пока лишь очень небольшой группе людей.
Эксперимент: как работает «живое расписание» на остановках в Петербурге Фото: flickr.com( picpinky,DennisM2)/Дмитрий Кутиль

QR-коды — небольшие наклейки, которые в начале недели появились на остановках общественного транспорта у станций  «Старая деревня», «Ладожская», «Академическая», «Пионерская».

Сайт «Живое расписание»,  сделанный петербургскими энтузиастами, работает по тому же принципу, что и портал общественного транспорта. Он считывает и передает информацию с ГЛОНАСС-систем, установленных в автобусах. Иногда, если у автобуса более-менее четкое расписание, а вы ждете его на кольце, спутниковое слежение ни к чему.

Заходить на этот сайт со стационарного компьютера бессмысленно, он «считает» информацию о вашем местонахождении — и все равно решит для себя, что вы стоите на Дворцовой площади. Да и со смартфоном будет та же история. Единственный правильный способ — зайти через программу считывания QR-кодов.

Итак, включаем мобильный интернет в телефоне, подходим к остановке, видим плакатик с кодом, активизируем программу для считывания (в моем случае это была Barcode). Программа сразу же отправила меня на сайт rasp.spb.ru и выдала на-гора информацию о том, какие автобусы вот-вот подойдут к моей остановке.

Еще выходя из вестибюля «Академической», я размышляла, как это спутнику удастся четко срисовать мое местонахождение: понять на какой именно остановке я нахожусь, если их на этом перекрестке пять. Все оказалось просто: код был только на одной остановке — той, что у торгового центра «Академический». Остальные остановочные павильоны были густо и неряшливо обклеены рекламой.

Но остановка разработчиками выбрана правильно: не так много людей едет от этой станции по Гражданскому проспекту и на запад по проспекту Науки. Зато на восток, в сторону Ручьев, ехали почти все: толпа не помещалась под крышу — в других павильонах было пусто.

Никто из ожидающих не обратил внимания на мои манипуляции, не прислушался к бормотанию: «Ага, три минуты до автобуса». Открылся сайт с сообщением, что на остановке «в направлении Пискаревки» ожидается прибытие двух автобусов № 178 — через три и пять минут, и автобуса № 153 — через девять минут. Другие автобусы — №№ 177, 102, 103 — программа проигнорировала: наверное, их пришлось бы слишком долго ждать. Трамваи тоже не просматривались.

Дальше все было очень четко. Пока я искала коды на павильонах, прошли три минуты, и со стороны Гражданского проспекта подъехали и завернули на Науки два 178-х автобуса. Промежуток между ними составил не две минуты, а одну — как раз светофорный цикл. Но все равно программа сработала точно. Жаль только, за весь вечер я не встретила ни одного человека, который бы ей заинтересовался.

Если вы пользуетесь хитрым маршрутом, для которого подойдет только один автобус (скажем, от метро до угла Северного и Софьи Ковалевской ходит только 176-й), для вас это очень полезная программа. Если же вам надо только проехать по прямой 2-3 остановки, лучше спокойно стоять на проспекте и ждать: автобус, маршрутку или трамвай. Что-нибудь подойдет довольно скоро.

За пользование мобильным интернетом с телефона сняли 10 рублей. При этом на выходе из «Академической» стоит рекламный экран, раздающий бесплатный Wi-Fi, но лично мне подключиться к нему не удалось, хотя бесплатный интернет от города (на Невском и в парках) подсоединяется без проблем. Рядом обнаружилась еще одна незащищенная сеть, но с нецензурным названием. Подключаться к ней я не стала принципиально.

У метро «Ладожская» код висит на остановке, с которой пассажиры едут от станции по Заневскому проспекту в сторону Косыгина. Я вышла на сайт в тот самый момент, когда к остановке подруливал 30-й автобус, а 24-й — отъезжал. Сайт любезно предоставил информацию о трех функционирующих тут маршрутах — №№ 30, 77 и 92. Хотя было очевидно, что их чуть ли не в три раза больше.

Три минуты оставалось ждать 92-й автобус и девять минут — 77-й. А 30-й — 13 минут. Тот, что фырчал на остановке, программа, видимо, не учитывала.

Согласно «Яндексу», в этом месте ходят два троллейбуса и восемь автобусов, не считая «метро-экспрессов». Степенно проехали мимо 24-й, 21-й, 123-й, 27-й, 168-й. Сайт их проигнорировал. Часть из этих маршрутов, например, 21-й, обслуживаются «Пассажиравтотрансом». ГЛОНАСС установлен на все автобусы «ПАТ», поэтому они отслеживаются через городскую карту. А вот в «Живое расписание» почему-то не попали. Обидно, потому что пользоваться им удобней.

Через пять минут стало ясно, что обещанный 92-й автобус не пришел. Растворился в небытии. Я обновила страничку, но информация об автобусе куда-то пропала, как будто он уже прошел мимо. Но — нет, не проходил. Или замаскировался под другим номером.

Зато оставалось пять минут до автобуса № 77. На страничке были свои часы, которые показывали точное время — 20:55. Соответственно, автобус по расписанию приходил ровно в 21 час, тут все понятно и без ГЛОНАССа. Через пять минут сайт проинформировал, что ждать осталось минуту, еще через две автобус вырулил со стоянки («Ладожская» у него конечная) и подкатил к нам. На экране смартфона появилась надпись:  «Приехал!». Следом подъехал, наконец, автобус № 92, которому положено было появиться только через две минуты. А может, это был тот, опоздавший. Но почему он тогда исчез из списка?

Подведем итоги. Программа, ориентированная на продвинутых пользователей смартфонов, проста, но пока неэффективна. Но разработчики не виноваты в том, что спутниками ГЛОНАСС оснащен не весь наземный транспорт и что водители слегка отклоняются от расписания. Не секрет, что в богатых западных городах расписание прибытия автобусов, трамваев, поездов есть на каждой остановке, и электронное табло извещает, сколько времени ждать какой маршрут. Содержать эти табло — довольно дорогое удовольствие. Но если содержать только сайт, а заботы по доступу на него переложить на самих пассажиров — проект будет дешевле на порядок. И это лучше, чем ничего.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 128

Все опросы…