Истории

Светлана Сурганова: «Кто еще, если не Бродский, должен звучать на рок-концертах?»

Накануне юбилея певицы и приуроченных к этому больших концертов в Петербурге и Москве "Мой район" встретился со Светланой Сургановой в ее петербургской студии.

Каких сюрпризов стоит ждать на концерте?

Если я раскрою все фишки и секреты, какой будет сюрприз? Хотя, пара задумок есть. Косвенно они связаны с тем телешоу, в котором я недавно приняла участие. Я теперь стала «звездой» караоке (смеется). Все! меняю амплуа, имидж, род занятий…

Телеканал “Россия” пригласил меня поучаствовать в новом проекте, который они назвали “Живой звук”: известные и менее известные, как я, личности, поют песни, которые сейчас популярны в караоке-барах. Ведущий - Юрий Николаевич Стоянов, я впервые с ним лично познакомилась, и совершенно им очарована. Мега-профессионал: как актер и как телеведущий.

Для меня был целый ряд открытий. Были совсем новые имена. Очень много талантливых молодых певцов народилось: потрясающие вокальные данные. Сейчас все на витаминах - свежий воздух, борьба за экологию. Стрессов не меньше, конечно, но качество их изменилось. Одним словом, голосистый народ пошел.

Телешоу, канал “Россия”... все это так далеко от рока, от поэзии.

Ну и что! Это очень интересно. Я была, конечно, шокирована, когда мне предложили исполнить песню Лолиты “Пошлю его на.. небо за звездочкой”. Когда я первый раз эту песню услышала, у меня был «культурный» шок: до чего же мы докатились, скоро вообще - долой эвфемизмы, - будем прямым текстом… Потом пришлось проникнуться этой песней. Второй куплет, кстати, оказался очень милым, нежным.

Конечно, не надо зашориваться, не надо замыкаться только на своем репертуаре.

Вот например, я вчера была так взбудоражена воспоминанием об одной песне… Было уже пол-третьего ночи, и я вдруг в голове зазвучала песня, которую когда-то исполняла Алла Пугачева на стихи Беллы Ахмадуллиной. “Пришла и говорю, как нынешнему снегу”...

Когда-то мне  эта песня снесла голову. И сам альбом не сходил с иглы моего проигрывателя. Потрясающая музыка Аллы Борисовны. Какая широта музыкальной палитры, какая смелость и новаторство! Так  сейчас никто не пишет.

Вы тоже новатор - на ваших концертах зазвучали стихи Бродского.

А кто, если не Бродский, должен звучать на рок-концертах? Он очень роковый поэт. Который всю эту сыромятность жизни на своей шкуре, на своем сердце, много раз испытавшем инфаркт, прочувствовал. Вот она, суть восприятия жизни, через ее трагедии, силу и слабость…

Сотрудничаете сейчас с кем-то из молодых поэтов? 

Намечался тут один поэт, но не случилось. Молодежь такая, нахрапистая пошла. В чем-то они правы - они лучше меня понимают, что жизнь случается вот сейчас, только сегодня. На завтра не стоит рассчитывать, поэтому нужно урвать сейчас и побольше. Я немножко другого воспитания человек, я просто не выдержала делового натиска. В принципе, очень симпатизировала творчеству, и как человек чувствует мелодию, и реально мог бы случиться союз.  Не случилось. Но ничего, я не отчаиваюсь.

Из  современных песенников-текстовиков Ольга Виор, безусловно, заслуживает интереса и уважения.

А союз с Верой Полозковой?

Это мог бы получиться интересный союз, но Вера  самодостаточна. Она слишком автор, слишком поэт.  Поэт и поэт-песенник - это немного разные жанры. Тут надо влезть в шкуру чужого и прочувствовать музыку. А Вере есть что сказать самой, от себя, через себя!

Я не смогу исполнять, если “не мое”.Если не срослось с моей душой… Как если ввести вакцину, на которую у тебя аллергическая реакция, ты просто задохнешься и умрешь.

Вам до сих пор страшно выходить на сцену, к зрителям?

От этого никогда не избавишься. Эти последние минуты ожидания выхода на сцену, когда ты уже за кулисами, ждешь, когда погаснет свет в зале… Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Выходили в открытый космос? Мне кажется, это сродни. Все равно до конца не знаешь, чем это закончится - победой или фиаско.

Вспомните ваш первый выход на сцену.

В 6 лет. Первый экзамен по классу скрипки, “и мой сурок со мной”.

Собственно, человек, благодаря которому я попала в музыкальную школу, это была наша соседка, которая жила этажом выше на Кавалергардской. Она однажды моей маме сказала: Лиечка, может, твоя Светочка будет все-таки в музыкальной школе петь, а не дома?

Потом уже был актовый зал музыкальной школы, отчетный концерт. Мне аккомпанировала Людмила Ефимовна Зенина ( та самая соседка), мой преподаватель по сольфеджио. А я играла концерт Вивальди ля-минор. Она не могла за мной угнаться: “Лиечка, утихомирь свою дочку - она со страху взяла темп в 4 раза быстрее. Она у тебя, может, виртуоз, но мне-то как за ней успеть?”

Петербургская история. Как вам кажется, атмосфера в городе изменилась в последние годы?

Конечно. К великому сожалению, отчасти, потому что люди уходят навсегда, и к великому счастью, потому что на смену приходят новые люди, замечательные, красивые. Меняются атмосфера, общение, адреса, маршруты. Но для меня, по большому счету, аура не меняется, потому что это всегда желанный город, в который я всегда с огромным удовольствием возвращаюсь. День, два, три на гастролях - я уже тоскую.

Каким вы видите “лицо” Петербурга?

Это франт. С чувством собственного достоинства и достоинства другого. И он, конечно, воспитывает. Делает твою осанку прямее. Воспитывает сдержанность, выдержку. Терпение и такт…

Какие у вас любимые места в городе?

Набережные - это святое. Площадь Растрелли.  Смольный собор. Всю Петроградку могу пешком исходить - это детство мое. ЦПКиО, Левашовский проспект, улица Широкая, она же Ленина. А сейчас полюбила Купчино. Премилейший район! Много зелени. Мне кажется, расхожее мнение о Купчино уже несправедливо.

Хотя я пешком сейчас редко хожу, в основном на велосипеде или на Паджеро. Поэтому мне все ажурно и безопасно))

На велосипеде не страшно?

Сейчас - ужасно страшно. Я всю жизнь катаюсь по дорогам, а поток машин удвоился, если не утроился. Если еще недавно можно было около бордюра, поребрика, парапета, чего угодно,  проехать, то теперь тебя прижимают так, что просто не втиснуться. Очень обидно.

Все течет, все меняется…

Сейчас мрачную вещь скажу: со временем город становится живым кладбищем. Идешь по улице: вот здесь жил этот; а с этим мы когда-то; а вот там похоронены они... Я вообще человек очень сентиментальный, поэтому ностальгия - до болезненности. Прошлое во мне очень сильно…это неправильно,и я как доктор, сама это знаю. Человек должен жить сегодняшним или будущим днем, и отчасти, конечно, не забывать прошлое. Но в моей эмоциональной сфере доминирует огромный кусок, который был очень эмоциональным. И большая часть песен была написано именно в то время. И то время во мне очень живо.

Это время учебы в университете?

Это старшие классы и медучилище, - короткий, но прекрасный период. Конечно, первые курсы института. Ты понимаешь, что сейчас уже на подобные эмоции не способен. Это же как наркотик - на меньшее ты уже не согласен. Чтобы написать песню, нужны очень сильные эмоции. Песню, которую можно без зазрения совести петь на более чем 5000 концертах в течение 10 лет, и она не перестает быть актуальной.  Для тебя самого и для зрителей. Может быть, эти песни не совершенны по форме и наивны, но это очень энергетические песни. Я только так могу объяснить феномен существования коллектива “Сурганова и оркестр” на достаточно древнем материале. Новые песни есть, но они редки.

Расскажите, как родилась ваша новая песня “Мой путь”.

Мне удалось от всех сбежать, и я пару дней провела в Латвии. Никого рядом не было и ничего не надо было делать - куда-то идти, за что-то волноваться.  Я могла спокойно покопаться в своих записях, в своих музыкальных идеях. У меня был мелодический задел, но без текста и без припева. Я нарезала себе сыра, взяла бутылку ПиноГриджио, поставила свечи. У меня из окна видны сосны, каемка Балтийского моря. Гитара оказалась под рукой. И одиночество. Я так подумала, что, наверное, для меня это рецепт. Нужно хотя бы изредка сбегАть.. И счастье, когда тебя в этом понимают твои близкие люди!. И счастье, когда есть куда и с чем возвращаться!

Концерт в Петербурге пройдет в клубе А-2 29 ноября.

share
print