Истории

Как в Петербурге вкладчики отреагировали на закрытие офисов «Мастер-банка»

Отзыв лицензии у «Мастер-банка» не вызвал в Петербурге особого ажиотажа. Тем не менее, у каждого отделения банка – а всего их в городе 12 – объявлялись вкладчики. Погромов и самосожжений не было, так как вкладчиков предупредили: вклады застрахованы и вернутся. Была растерянность и досада.

К примеру, у отделения банка на Новочеркасском проспекте стояли двое. Классическая картинка — как общая беда объединяет непохожих людей. Одним из клиентов был молодой негр, другим — солидного возраста европеец.

«Зарплату сюда перечисляют, — вздыхал чернокожий парнишка. — Не так уж много, но… Ладно, сказали, что деньги скоро вернут. Я зашел выписку со счета взять: интересно, дадут или нет…» Надо отметить, большинство страждущих приходили к отделениям банка, уже зная, что им предстоит увидеть: закрытые двери и отключенные банкоматы. Так что являлись, скорее, для очистки совести.

На тротуар Новочеркасского проспекта меж тем выехала инкассаторская машина с той же надписью — «Мастер-банк». Закрытая стеклянная дверь дрогнула, оттуда показался служитель.

— Что, последние деньги увозите? — поинтересовался корреспондент МР».

— Почему последние? — удивился операционист. — Потом спохватился и уточнил: «Мы же не обанкротились, а просто лишились лицензии». — В операционный зал протопали инкассаторы в форме и с мешками. Машина простояла у крыльца довольно долго: работы, видимо, было много.

Тем временем у крыльца объявился еще один вкладчик. Его закрытая дверь не удивила. Он терпеливо стал дожидаться отъезда машины.

— Я был тут в 9 утра, сразу, как по телевизору объявили, что в банке идут обыски. Понял, что его закроют. И все деньги успел снять. Это отделение закрылось только в 11.

— А зачем же вы сейчас пришли?

— Паспорт тут забыл. Теперь вот в здание не могу попасть. — Этот клиент тоже не выглядел расстроенным.

Отделение банка на 17-й линии Васильевского предстало мрачным и безлюдным. За 20 минут к нему подошла только одна женщина. Дверь оказалась закрыта, через витринное окно был виден банкомат с надписью «Временно не работает». На звонок выскочила девушка, одетая явно не по-офисному.

— Мы не работаем. Отозвали лицензию, — сообщила она быстро и чуть ли не с гордостью. — Нет, в других банкоматах вы по своей карточке тоже ничего не получите. Следите за новостями, скоро все узнаете. А сейчас мы ничего не можем сделать, даже перевести куда-то ваши деньги. Компьютерная база отключена.

Сайт банка, еще вчера такой красочный, сегодня выглядит пугающе. Там только ссылки на три файла, в том числе — об отзыве лицензии. В приказе Центробанка указано, что «кредитная организация неоднократно нарушала закон, направленный против отмывания денег и финансирования терроризма». Аналогичное письмо вывешено на дверях всех отделений. Правда, тут же висят объявления, в которых сообщается, что банк закрыт по техническим причинам.

Приказ о закрытии «кредитной организации» был выпущен Центробанком 20 ноября, и в нем же содержалось обязательное требование — распространить эту информацию. Поэтому он и появился на всех дверях и на сайте.

В столичном офисе «Мастер-банка» проходили обыски: правоохранители искали следы незаконно обналиченных средств — примерно на 2 млрд. Между тем, объем вкладов в банке составляет 30 млрд рублей. Поскольку отзыв лицензии является страховым случаем, интересы вкладчиков защитит Агентство по страхованию вкладов. Правда, законы предусматривают компенсацию не более чем на 700 тысяч рублей.

В отделениях «Мастер-банка» в центре Петербурга — на Сенной площади и на Малой Морской — наблюдалось небольшое столпотвореньеце. В офисе на Малой Морской даже дежурил охранник бизнес-центра. Но двери вышибать никто не спешил, поэтому парень спокойно сидел за стойкой и развлекал вкладчиков рассказами, как сам пользовался услугами этого банка: зарплату переводили на карточку, но полгода назад открыл счет в другом. «Как в воду глядел», — резюмировал секьюрити.

Тут еще наблюдалось какое-то оживление, потому что держатели вкладов заскакивали в офис каждые две минуты. Им навстречу выходил сотрудник отделения и вежливо инструктировал, что надо делать.

«Следите за информацией на сайте. Или приходите сюда через неделю. Появится список банков, где будет осуществляться выплата по счетам. И после 4 декабря вы свои деньги получите».

Никто из клиентов не заявлял, что вложил больше 700 тысяч. Все явно были опытными людьми.

  • DSC_0604

    Н.А.

  • DSC_0609
  • DSC_0608
  • DSC_0605
  • DSC_0606
  • DSC_0602
  • DSC_0607
  • DSC_0613
  • DSC_0611
  • DSC_0612

Совсем иное дело — счет не физического, а юридического лица. Такое повстречалось мне у отделения «Мастер-банка» на улице Ефимова. «Счет фирмы здесь был. Сколько денег не скажу, но не один миллион. Прокомментировать? Разве что матерно». Представитель фирмы громко хлопнул дверцей джипа и уехал. На часах был час дня. Приди он сюда двумя часами раньше, может, и успел бы что-то сделать.

У этого отделения, поскольку оно у метро, народу было много. Похоже, для обитателей местных магазинов и кафе, не говоря уж о прохожих, появилось в этот день новое хобби: наблюдать за растерянными клиентами. Всем, кто останавливался у закрытых дверей (тут даже не было звонка, чтобы вызвать сотрудника) прохожие радостно поясняли: банк закрыт и лишен права работы. А еще говорят, что у нас люди перестали телевизор смотреть.

Здесь я увидела совсем пожилого вкладчика, который со своей возрастной дальнозоркостью пытался прочитать висевший под стеклом приказ, но, конечно, не мог, поскольку стекло было тонированное. «Прочитайте мне, пожалуйста, где тут сказано, с кого деньги-то получать», — попросил он. Пришлось объяснить, что в приказе этой информации нет. Есть только объяснение, почему отобрали лицензию.

«У меня тут гробовые, — поделился старичок. — Выбрал  «Мастер-банк», потому что здесь проценты хорошие обещали, десять в год». — С рекламного плаката о специальных пенсионерских вкладах на нас весело смотрел другой пенсионер, более моложавый. Добавим, что ни в одном из развешанных тут объявлений не был указан телефон, по которому следовало бы звонить клиентам. Телефон был на инкассаторской машине. Но и он оказался хронически занят.

share
print