Общество

Борьба с SMS-спамом — это лазейка для жуликов

21 ноября 2013 10:55 Нина Астафьева
версия для печати
Борьба с SMS-спамом начала приносить плоды. Еще два месяца назад, по подсчетам мобильных операторов, каждая третья SMS, полученная петербуржцами, содержала спам. Сейчас таких сообщений на порядок меньше. Но некоторые способы борьбы с навязчивой рассылкой в итоге становятся лазейкой для более неприятных, чем спамеры, персонажей - мошенников.
Борьба с SMS-спамом — это лазейка для жуликовФото: flickr.com/Дмитрий Кутиль

SMS-спам стал общераспространенным явлением за последние три года. В первое время бороться с ним было легко: сообщения приходили с обычных городских номеров, которые на любом телефоне запросто вносились в черный список. Потом задача усложнилась. 

Две недели назад «Мегафон» решил радикальным способом избавить клиентов от спама: оператор отсек все SMS, присланные с коротких номеров, а также с номеров, в которых подпись отправителя обозначается в виде букв, а не цифр. Результаты не замедлили сказаться: люди остались не только без спама, но и без сообщений тех SMS-рассылок, на которые они подписывались за деньги. В первую очередь, без SMS-банкинга. Впрочем, ненадолго. 7 ноября «Мегафон» поставил свой заслон, а уже 8-го банк «Санкт-Петербург», «Балтийский банк» и прочие начали делать рассылку с обычных  номеров. Что касается собственно «Мегафона», то он продолжал рассылать сообщения со своей буквенной подписью.

Тут же возникла новая проблема. Случается, мошенники рассылают SMS с грозным предупреждением типа: «Ваша банковская карта заблокирована, требуем сообщить ее номер и CVV код в ответной SMS». Грамотные люди на это не ведутся, а пожилым пользователям приходится объяснять: банк ни за что не будет рассылать сообщения с обычного мобильного номера. Там обязательно будет подпись — например, Sberbank. Теперь же номер банка может быть самым обычным. Доверчивым пенсионерам не позавидуешь.

Что делать, чтобы оставить нужным организациям короткий номер, а ненужные жестко отсекать? «Мы все время стараемся пресекать спамерские рассылки, хоть не всегда это удается, — рассказала пресс-секретарь «МТС» в СЗФО Юлия Кочержук. — В масштабах всей страны мы отфильтровывали в начале лета 30 миллионов спамерских SMS, а в октябре — уже 62 миллиона. Всего нам удалось снизить общий их объем в 20 раз. 98% рекламных SMS, получаемых нашими абонентами, приходит от других операторов связи. В мае 2013 года появились новые сервисы — SMS Pro и «Черный список». Абонент MTC просто перешлет полученную спамерскую SMS на короткий номер 1911, и там занесут отправителя в черный список».

Аналогичный сервис с таким же номером намерены создать в конце ноября и «Билайн», и «Мегафон». А вот оператор Tele2 пока таких намерений не высказывает. На сайтах, посвященных мобильной связи, представители Tele2 говорят, что для их клиентов проблема спама неактуальна: жалуются, дескать, не более 2,5% от всех абонентов.

По статистике, в 31% случаев пользователи телефонов жалуются на спам от таксистов, в 16% — на ночные клубы, в 8% — на компании по выдаче микрокредитов. Причем спамерский вал обычно начинается после того, как клиент воспользуется платежным терминалом с определенной системой. Дело в том, что у этих терминалов самая маленькая комиссия, а иногда ее нет вообще.

Еженедельно каждый из операторов «большой тройки» вылавливает от 8 до 10 тысяч новых вирусных номеров и буквенных комбинаций.

«Я не собираюсь отказываться от такой рекламы, — заявил директор таксистской конторы в ЖЖ-сообществе spb-auto. — Я плачу распространителям рекламы 1 рубль за 500 SMS. Они рассылают два миллиона сообщений. Даже если меня оштрафуют — это ерунда. У нас сейчас пугают штрафами в 500 тысяч за одну спамерскую эсэмэску, но я не верю, что до меня доберутся. Согласитесь, что людям такая реклама не особо вредит. Наоборот, помогает. Человек летит в самолете, сразу после посадки включает телефон и получает несколько эсэмэс, в том числе с рекламой такси. А ему как раз надо такси вызвать. Тариф у нас скромный, не разоримся».

Сервис SMSnenado, который помогает бороться со спамом, против наглых рекламораспространителей почти бессилен. Кстати, его сотрудники говорят, что больше всего жалоб — 34% — поступает именно из Петербурга. Когда на какого-либо рассыльщика спама поступает жалоба, сервис с ним связывается и просит прекратить. Иногда это не удается. И тогда абоненту предлагают написать жалобу в антимонопольную службу.

На сайте есть шаблон для жалобы. Правда, если на одну компанию поступает больше десяти жалоб, их перестают собирать. Иначе уже сам сервис выступит в роли спамера — для ФАС.

«К 20 ноября 2013 года мы получили 236 498 жалоб, обработали 112 тысяч, и только по 988 пришлось отправлять жалобы в прокуратуру или ФАС, — сообщил менеджер проекта Андрей Сергуничев. — После того, как жалоба в надзорный орган подана, ФАС начинает расследование. Если выяснится, что SMS были присланы абоненту без предварительного согласия, компания может получить штраф до 500 000 рублей. Причем в ходе разбирательств не человек должен доказывать, что он не подписывался на рассылки, а сама организация, рассылающая СМС, должна доказать, что она получила согласие абонента. То есть предоставить анкету, заполненную человеком».

Сколько спамеров уже схлопотали штрафы от антимонопольщиков, на сайте не указано.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter




Система Orphus Ошибка в тексте статьи?
Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Согласны ли вы с итогами выборов в Петербурге

Проголосовало: 2762

Все опросы…