Истории

«Бойкотировать Олимпиаду не нужно, потому что спортсмены ни в чем не виноваты»

Олимпийские игры заменили войну реальную и одновременно стали инструментом холодной войны между государствами. Но для зимних Игр в Сочи угрозы политического бойкота нет: даже предыдущие власти Грузии, явно враждебные России, согласились прислать свою делегацию. Хотя еще недавно бойкот был обычным делом для Олимпиады. Что изменилось с тех пор, и возможен ли не политический, а гражданский бойкот Сочи-2014?

Множество стран стремятся провести Олимпийские игры. Какой интерес ими движет? Есть ли в этом смысле разница между демократическими и авторитарными странами?

Вероника Пасынкова, доцент факультета сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС: Изначально Олимпийские игры проводились, прежде всего, для развития международного сотрудничества. В течение XX века Олимпиада превращается в эффективный инструмент позиционирования государств на международной арене, международного соперничества и пропаганды политических режимов. Самым известным примером политической пропаганды признаются Олимпийские игры 1936 года в Берлине, которые использовались национал-социалистами и Гитлером для конструирования позитивного имиджа нацистского режима и продвижения идеи арийского расового превосходства.

Исторический опыт показывает, что в проведении Олимпийских игр как спортивных мега-событий могут быть заинтересованы не только демократические, но и авторитарные государства, поскольку ввиду своей глобальной популярности Олимпийские игры позволяют консолидировать поддержку недемократического режима и апеллировать к признанию нелегитимных политических элит международным сообществом. С организационной точки зрения наблюдаются сходные черты между Олимпийскими играми, проводившимися в авторитарных государствах (СССР, Китай) — в первую очередь, благодаря широкому централизованному использованию государственных ресурсов. В демократических странах, как правило, государство не выступает основным спонсором Олимпийских игр.

Дмитрий Дубровский, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ: Олимпиада всегда была способом накопления символического капитала для страны, которая ее принимает. Чем больше нарушений прав человека внутри страны, тем меньше символического капитала будет получено, тем бессмысленнее становятся инвестиции. Дворцы спорта, стадионы, трассы — Олимпиада делается не для этого, а для величия страны. И это величие может быть сильно подпорчено политическим фоном. В этом смысле можно вспомнить Олимпиаду 1936 года в Берлине, Москву-1980, Пекин-2008, даже Лос-Анджелес-1984 — к этим Играм тоже есть претензии в плане прав человека.

Почему невозможен страновой бойкот Олимпиады в Сочи? И может ли быть заметен бойкот гражданский?

Вероника Пасынкова: Бойкоты Олимпийских игр, начиная с Игр 1976 года в Монреале, используются как инструмент выражения политических или социальных протестов либо как инструмент международных санкций. В течение последних Олимпийских игр наблюдается проведение «гражданских» бойкотов, то есть отказ отдельных индивидов или социальных групп участвовать в Играх в качестве спортсменов или зрителей для выражения личных или групповых политических, экологических, этнических и других протестов. Заметность «гражданских» бойкотов обуславливается не столько наличием массовых отказов от участия в Олимпийских играх, сколько политикой их освещения в СМИ, в первую очередь по телевидению и в интернете. В государствах, где свобода СМИ ограничена, факты «гражданских» бойкотов могут быть не отражены в публичном дискурсе и остаются незамеченными для публики.

Дмитрий Дубровский: Олимпийские игры — это заменитель войны. Когда закончилась холодная война, и перестали существовать политические блоки, бойкот Олимпиады как средство недопущения символического триумфа противника повис в воздухе. Есть и другая логика, которую я разделяю: бойкотировать Олимпиаду не нужно, потому что спортсмены ни в чем не виноваты. От бойкотов страдает их профессиональная и личная жизнь.

Чего хотелось бы избежать, так это легитимации нарушений прав человека, которые происходили вокруг Олимпиады в Краснодарском крае. Это и принудительные переселения людей, и нарушение экономических прав мигрантов, и зачистка региона от правозащитных организаций. Против активистов возбуждали дела, заставляли их переезжать в Москву, чтобы они не осуществляли деятельность в Сочи. Также важно упомянуть ЛГБТ-закон (поправки в «Закон о защите детей» и Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие «пропаганду гомосексуализма» среди несовершеннолетних — «МР»), который касается всей страны и в высокой степени Краснодарского края как ксенофобного региона. Эти составляющие вместе заставляют думать: а почему бы либеральным, демократическим странам не объявить бойкот Олимпиаде? Системный бойкот, как я уже сказал, невозможен, но есть различные способы реакции на нарушения прав человека.

Шведские спортсменки выступали на Универсиаде в Казани с маникюром радужных цветов (символика ЛГБТ — «МР»). Это не политический лозунг, а нечто вроде акции солидарности. Такие акции — совершенно нормальная практика для спортивных мероприятий, например, спортсмены надевают черные повязки в знак траура. Спорт не происходит в вакууме. Безусловно, спортсмены имеют право на личное высказывание. Это высказывание не должно призывать к свержению политического строя, к насилию и так далее. Но покрасить ногти в радужные цвета — это точно не призыв к насилию! Это позитивное утверждение солидарности с группой людей, которая, безусловно, дискриминируется.

30 ноября в 19:30 в Порядке слов пройдет дискуссия на тему «Сочи-2014. Почему бойкот невозможен? ». Участники вечера рассмотрят бойкоты Олимпийских игр как инструмент санкций в международных отношениях; расскажут о причинах и последствиях бойкотов Олимпийских игр: Монреаль-1976, Москва-1980, Лос-Анжелес-1984 и других; обсудят, почему невозможен бойкот Олимпийских игр Сочи-2014.
 

share
print