Истории

Как обычные продукты делают экологически правильными c помощью упаковки

«Зеленый камуфляж» или greenwashing - вот термин, который используют производители, чтобы выдать свои товары за экологически чистые. В мире властвует эко-тренд. Растет количество людей, которые хотят покупать еду и вещи, при изготовлении которых никого не убили, не добавили химию и не использовали детский труд. Спрос рождает предложение: прилавки магазинов полны экологичных товаров. Но всегда ли их экологичность – правда?

В первую очередь, нас вводят в заблуждение экологической маркировкой, которой производители украшают свои продукты. К примеру, косметика. Принятый в странах ЕС значок, который говорит о том, что косметику не испытывали на животных – надпись Nottestedonanimals и изображение зайца. В реальности, косметику нередко снабжают кучей других знаков: медведи, лоси, логотипы различных эко-фондов, которые якобы провели сертификацию. Их подлинность вызывает сомнения.

По оценкам специалистов, до четверти всех маркировок не несут за собой никакого бэкграунда. Это просто картинки, которыми заманивают покупателя. Расчет делают на то, что разбираться все равно никто не будет. Существуют целые таблицы экологических маркировок – свои  для каждого вида продуктов. Нужно быть очень настойчивым человеком, чтобы раз за разом сверять картинки с таблицами, приходя из магазинов. Этим и пользуются, украшая продукты значками с цветочками, капельками и надписями вроде «экоконтроль».

Другая уловка – одобрение товара специалистами. Зубная паста, которую, якобы, «рекомендуют стоматологи». Питание, которое, «одобрено диетологами». Распознать обман здесь несколько проще: записываете название ассоциации и ищете ее контакты в Сети. Если ничего не выпадает: значит, кто-то лукавит в отношении вас. Если поиск дает результаты – поэкспериментируйте, позвоните в ассоциацию. Возможно, там и слыхом не слыхивали про одобрение какого-то продукта.

Посредством «зеленого камуфляжа» вещи могут менять свою природу. Так, дермантин стал эко-кожей. Производители умалчивают, что при его производстве используют химию. А подсолнечное масло лишилось холестерина – которого в нем и так никогда не было. Производители спортивной одежды нередко указывают – их товар сделан с помощью технологий, которые не наносят вред окружающей среде. При этом забывают упомянуть: на фабриках в Азии использовали детский - и фактически рабский - труд.

Но, пожалуй, наибольшую смекалку в области «зеленых отмывок» проявляют производители автомобилей. Долгое время они рекламировали машины с меньшим расходом топлива, как экологически чистые автомобили. То же касалось и машин на дизельном топливе и «гибридов». Например, в Норвегии формулировка «экологически чистый»  по отношению к автомпрому запрещена законодательно. Расходуют машины топлива меньше или больше, суть не меняется – это все равно вред.

Термин «greenwashing» впервые использовали в середине 80-х в США. Человек по имени Джей Вестервельт оценивал работу американских отелей. В одном предлагали пользоваться полотенцами в ванной много раз, а не один. Якобы во имя защиты окружающей среды. Но на самом деле – чтобы сэкономить на прачечной.

Сегодня «зеленый камуфляж» используют повсеместно. Не ленитесь читать состав продуктов в магазине. Вполне возможно, что любимые вами пельмени – это не просто пельмени, а всемирный заговор, надувательство и беспредел.

share
print