Истории

В России заработала амнистия - есть первые пострадавшие

Долгожданная амнистия, о которой так много говорили правозащитники и силовики, состоялась. 19 декабря сообщение о ней было опубликовано в «Российской газете», а уже в 10 утра первые амнистированные вышли на свободу из залов судов. Но есть и те, кого это событие разочаровало, даже оскорбило: потерпевшие по делам о ДТП, об имущественных преступлениях небольшой тяжести, о халатности. Фактически их бросили на произвол судьбы.

«Этот закон направлен против российских граждан, - рассказал Сергей Венгер, чей 16-летний сын Евгений в августе этого года стал жертвой тяжелой аварии в Петербурге и пролежал в коме три недели. - Я общался со следователем по нашему делу, которая проделала огромную работу, и все оказалось впустую. Она говорит, что как раз работала с водителем, который сбил женщину, и та осталась без ноги. Когда этот водитель узнал, что его не будут привлекать к ответственности, он сам был в шоке. Но у нас не тот случай. У нас обвиняемому было наплевать на моего ребенка. Как и его начальству – компании «Питеравто», как и его адвокату».

5 августа 2013 года 16-летний Евгений, студент колледжа телекоммуникаций, ехал к своему отцу на Малую Охту. Судьба словно специально подстроила это ЧП: парень сел не в тот троллейбус, выскочил на незнакомой остановке, решил дойти пешком и для начала перебежал Новочеркасский проспект. То есть почти перебежал. Ему светил «мигающий зеленый», автомобилям все еще горел красный. Маршрутка сбила его с такой силой, что тело пролетело метров десять. Поэтому словам водителя о том, что он ехал не быстрее 30 км/ч, никто не поверил.

Женю нашли в больнице только на следующий день. Врачи называли травмы несовместимыми с жизнью: перелом костей черепа, ушиб головного мозга, не говоря уже о множественных ушибах на теле. Юноша пролежал в коме три недели, затем началась долгая реабилитация. Из колледжа пришлось пока уйти: врачи категорически запретили любые мозговые нагрузки. Виновность водителя Шарипова не вызывала сомнений. Адвокат, нанятый то ли водителем, то ли автотранспортной компанией, сообщил, что часть расходов на лечение они готовы возместить. Но так он вел себя только в первые два месяца, затем исчез. «Видимо, адвокату было про амнистию известно раньше, чем нам, во всяком случае, он был твердо уверен, что дела о ДТП под нее подпадают. А если так – зачем сохранять хорошие отношения с потерпевшими?»

Утром 19 декабря было назначено рассмотрение уголовного дела по существу. Процесс открылся и тут же закрылся. С момента опубликования приказа об амнистии прошло уже несколько часов, и вести процесс не было смысла. Освобождение от уголовной ответственности отнюдь не означает, что виновник освобождается и от гражданского иска тоже. Но для облегчения положения потерпевшего гражданское дело слушается одновременно с уголовным, и в конце судья выносит сразу два решения. В данном же случае судья закрыла дело сразу, сообщив родителям искалеченного подростка, что они могут подавать документы в гражданскую канцелярию в общем порядке. Станет ли этого дожидаться водитель, гражданин Таджикистана, или предпочтет уехать на родину, никого не волнует. Будучи обвиняемым, он дисциплинировано жил в Петербурге, а со вчерашнего дня свободен, как ветер. Впрочем, родители намерены привлечь компанию «Питеравто», в которой работал водитель, в качестве соответчика. Сумма ущерба относительно скромная – 500 тысяч рублей.

Адвокат потерпевших Евгений Баклагин отмечает, что в европейских странах амнистия происходит несколько иначе: срок просто уменьшают вдвое. Даже условный. «Мы же не требовали для водителя какого-то жестокого наказания, - говорит адвокат, - просто не понимаем, как можно было бросить на финише такую работу. Нам даже не с чем идти сейчас в гражданский суд, потому что приговор не был вынесен, в силу не вступил».

Постановление Государственной думы от 18 декабря 2013 года («Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации») можно прочитать здесь.

share
print