Экономика

Молодые и свободные больше не хотят сидеть в офисах: достало

23 декабря 2013 10:48 Юлия Галкина
версия для печати
Поколение молодых – в возрасте около 30 – не хочет, как их старшие братья и сестры, сидеть в одинаковых офисах с видом на рабочий стол соседа. Но и работать из дома многим не нравится: нет общения, обмена опытом, а значит – социализации. Отсюда – тренд на работу в так называемых креативных пространствах, располагающихся в бывших промышленных зданиях и старинных домах: свой магазин, мастерскую или кофейню можно оборудовать так, чтобы после работы не хотелось уходить домой.
Молодые и свободные больше не хотят сидеть в офисах: достало Фото: С.Николаев/Дмитрий Кутиль

Недавно в Петербурге открылось новое креативное пространство «Третий кластер» - несколько этажей магазинов, кафе, мастерских в трехэтажном доме XIX века на 8-й Советской, 4. Александр Басалыгин и Сергей Ларионов из BS Art Development нашли этот дом в конце лета 2013 года. «Фактически это был кусок хлама с обваливающимися потолками и разнесенными стенами. За два месяца мы получили готовый объект», - говорит Сергей.

Фото: С.Николаев

«Третий кластер»

«Персонал, который здесь работает, также трудится в офисе. Днем мы все – «офисный планктон». Носим костюмы. Бармен работает пиар-менеджером, официантка – мой бухгалтер. Вечером они перевоплощаются. Я становлюсь кальянщиком, партнер – арт-директором. Мы просто решили что-то сделать для души. В офисе я работаю с 9 до 17:00, и с 6 вечера до ночи я здесь», - рассказывает Сергей Умняков, совладелец кальянной Covёр, расположенной на третьем этаже «Третьего кластера».

То, что объединяет всех резидентов креативного пространства: нежелание работать – весь день или всю жизнь – в офисе, формализованном пространстве с заданными правилами игры. Анна Шарафутдинова, совладелица парикмахерской «О’вечности», говорит, что раньше, как и партнер Мария, работала в офисе, юристом – «и света белого не видела». «Офис – это компьютер, стол, документы, - рассуждает Анна. – В парикмахерской же – в отличие от стандартных салонов красоты - мы предлагаем расслабляющую обстановку. Люди могут приходить, просто чтобы посидеть и пообщаться. Когда им нужно будет, они придут постричься. Я хочу создать атмосферу уюта: приходишь и становится тепло».

Арендаторы – в основном, молодые люди от 27 лет. Кто-то до «Третьего кластера» и правда работал дома: например, у Романа Южанина из тату-студии Modificator стаж работы на дому - 14 лет. В «Третьем месте» Роман – как и другие резиденты – задерживается и сверх привычных «рабочих часов», чтобы рисовать. Клиенты – под стать месту: в частности, художник Петр Павленский, портрет с зашитым ртом которого висит на стене среди других фото-снимков. Рот Павленскому на акции в поддержку Pussy Riot зашивала коллега Романа; а накануне акции на Красной площади (когда художник прибил свою мошонку к брусчатке) Петр заходил в студию – консультироваться и забрать необходимые для перфоманса материалы.

Артем Латынов и Катерина Кладова из магазина косметики ручной работы Zephyr до «Третьего кластера» функционировали как интернет-магазин – склад был расположен на дому. Но их товар по интернету не понюхаешь. «А это как вам? А какой запах лучше – этот или этот?», - Артем, едва мы вошли, сует мне под нос баночки со скрабом, куски мыла. Объясняет, что можно не покупать: важнее общение. В торговом центре, молле Артем с Катериной размещать магазин не захотели: люди, объясняют они, потоком идут мимо, а навязчивые продавцы, как коршуны, налетают на жертву с вопросом «вам помочь?».

В креативном пространстве – в отличие от работы на дому – важным преимуществом является социализация сотрудников. Здесь все знакомы друг с другом. Дополнительный стимул для общения – система взаимных скидок для всех резидентов, объясняет один из кураторов «Третьего места» Сергей Ларионов. То есть в баре Humboldt сделают скидку на обед для сотрудников магазина одежды для котов и собак U:ME&Pets, и наоборот. В итоге в кафе «Лавка Глазурь» на первом этаже мы застаем чуть ли не половину резидентов. Совладельцы – Александр и Анастасия Ким – рассказывают, что за служебным помещением есть кабинет, где можно работать, пока в «Глазури» течет своя жизнь.

Ощущение офиса, муравейника многих гнетет. Казенщина, когда у всех одинаковые столы, стулья, компьютеры –  вгоняет в депрессию.

Вообще, здесь много резидентов-пар: возможность работать вместе с другом или супругом – еще один приятный бонус для молодых. В «Кухне» - кулинарном пространстве, где проводятся мастер-классы, совместные просмотры футбольных матчей – видим трогательные снимки из фотобудки Романа Васильева и Ксении Зайцевой. Ксения – красивая девушка в тематической худи с надписью «le creme» - рассказывает, что до сих пор, как и у Артема с Катериной из Zephyr, у них с Романом был интернет-магазин, а теперь они вышли «оффлайн» с более разноплановым проектом.

Арендаторы рады общаться с посетителями. Они вручают визитки. Дарят мыло ручной работы. Предлагают чай. Кофе. Снова чай. Набить тату. 

Наконец, важное преимущество креативного пространства: люди сами создавали интерьеры, в которых они работают. Они не загнаны в рамки, которые за них придумали другие. «Мы разговаривали с каждым арендатором: спрашивали, что будет за помещение. Если мы знаем и чувствуем человека, от него фактически нужен только список предполагаемых работ. Мы знаем, что они сделают хорошо, - рассказывает Сергей Ларионов. – У нас разные помещения: от 6 метров до 100. В маленькую студию с небольшой арендной платой приходит молодой человек или пара со стартапом – как правило, небольшой бизнес (1-2 года), они хотят развиваться. Есть люди, у которых свои фирмы, и они хотят современный проект: при этом им нравится духовная составляющая креативных пространств. Это хедлайнеры: например, у кальянной аренда более 100 метров. Понятно, что более 100 тысяч рублей за аренду может позволить уже состоявшийся человек».

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»
  • Фоторепортаж: «Пространство "Третий кластер"»

Мнения

Почему молодые и активные выбираются из скорлупы кабинетов, неуютных опенспейсов и фриланса на дому, предпочитая работать в креативных пространствах и лофтах?

Дмитрий Ольшанский, психоаналитик: «Они могут организовать интерьер - такое пространство, которое им нравится. С одной стороны, нужно идти на работу – ведь сидение дома расслабляет, расхолаживает. Необходимость выходить организует и дисциплинирует. С другой - ощущение офиса, муравейника многих гнетет. Это та казенщина, когда у всех одинаковые столы, стулья, компьютеры –  вгоняет в депрессию. А тут ты можешь прийти на рабочее место и устроить все, как тебе надо: хоть стены в оранжевый цвет покрасить.

У меня примерно такая же ситуация: есть кабинет, который я сам себе оформил. Это не психоаналитический центр, где у всех одинаковые кушетки и кресла. Я сделал так, как удобно мне. Как в фильме «Мимино»: если водитель едет так, как ему нравится, то и пассажир поедет так, как ему понравится. Если удобно мне, то удобно и тому, кто ко мне приходит. Рабочее место - кусочек моего пространства. Я клиента как будто принимаю у себя в гостях. Срабатывает важный психологический момент: с одной стороны, работа - это работа, ты не просто дома сидишь и чай пьешь. Но в то же время работа - это часть приватного пространства. Я понимаю людей, которые остаются в таких местах и после работы – читают, встречаются с друзьями. Это влияние новой эпохи – раньше такого не было».

Олег Паченков, кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований: «Офисы обычно однообразно организованы. А креативные пространства, как правило, открываются в индустриальных зданиях  (впрочем, необязательно). Это своеобразная эстетика – другая, неофисная. Офисы – боксы. Они предполагают жесткую организацию времени и деятельности. Тебя туда засовывают и форматируют. А в пространствах люди создают собственный формат. Каждый – свой. Репертуар возможностей гораздо шире.

Резиденты - как правило, творческие люди, которым требуется самореализация. Им хочется создавать не только финальный продукт, но и формат, в котором они работают. Их креативность и созидательность выходят за рамки приличного в офисе. Они на каждом шагу каждую минуту что-то создают. Эти люди более свободные и творческие, потому что они не вставлены в рамки».

Другие креативные пространства

В Петербурге за последние несколько лет открылось большое количество креативных пространств. Вот лишь десять из них:

«Архитектор» (Миллионная, 10) - еще один проект команды «Третьего кластера»; с упором на тусовочность, активный отдых.

«Пушкинская, 10» (Лиговский пр., 53) – арт-центр – который начинался в конце 1980-х как сквот, объединяющий ленинградский культурный андеграунд – является прародителем креативных пространств города. Сейчас там расположены студии музыкантов, галереи , клубы, музыкальный магазин и даже храм рок-н-ролла. 

«Скороход» (Московский пр., 107, к.5) – театральный лофт в здании бывшей обувной фабрики. Акцент – на культурно-просветительскую составляющую (спектакли, концерты, лекции). Есть и кафе.

«Табурет» (Невский пр., 74) – двухуровневое пространство в центре Петербурга; с такими якорными резидентами, как школа медиа и дизайна «Мастерские T&V», «Теории и практики Петербурга», агентство «Сарафан PR».

«Тайга» (Дворцовая наб., 20) – старинный особняк с видом на Петропавловку, объединяющий людей околотворческих профессий: дизайнеров, музыкантов, рекламщиков и т.д.

«Ткачи» (наб. Обводного канала, 60) – самый большой креативный лофт Петербурга, расположенный в здании бывшей ткацкой фабрики; с магазинами и шоу-румами, архитекторскими бюро, творческими мастерскими и прочим.

«Третье место» (Марата, 57) – кафе, коворкинг и мини-отель; «место для общения с единомышленниками, саморазвития, и, конечно же, вкусного и полезного времяпровождения» - так они сами себя аттестуют.

«Четверть» (пер. Пирогова, 18) – несмотря на конфликт с арендодателем, команда креативного проекта продолжает работать в особняке XVIII века, который за год превратила из руинированного дома с привидениями в приятное пространство для хипстеров. Здесь магазины, шоу-румы, концертная площадка, веганский рестобар.

«Этажи» (Лиговский пр., 74) – первый лофт-проект Петербурга. Резиденты «Этажей»: бар, кофейня, галереи, магазины, турфирма, модельное агентство, хостел, коворкинг.

Kokon Space (Каменноостровский пр., 38) – буфет, йога, модные мастер-классы, тату-студия и многое другое.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 272

Все опросы…