Город

Рейтинг районов Петербурга, где невозможно ходить пешком

25 декабря 2013 09:32 Подготовил Андрей Сошников
версия для печати
На один квадратный километр в Курортном районе приходится в 4,5 раза меньше улиц, чем в Адмиралтейском. Соответственно увеличиваются и расстояния, которые приходится преодолевать для попадания из точки «А» в точку «В». Жители вынуждены ездить на автомобилях «в булочную», общественный транспорт останавливается в километре от дома, и весь этот поток стоит в пробках - не меньше, чем в центре. Проблема низкой плотности улично-дорожной сети характерна не только для Курортного, но и для всех спальных районов Петербурга.
Рейтинг районов Петербурга, где невозможно ходить пешком Фото: globallookpress.com(Jan Woitas/dpa)/Дмитрий Кутиль

Плотность улично-дорожной сети (УДС) Петербурга в два-три раза меньше, чем в европейских мегаполисах. По официальным данным, протяженность всех улиц нашего города составляет 3 270 километров, а плотность сети – 3,8 километров на квадратный километр застройки. Для сравнения, в Лондоне плотность УДС - 9,3 км, в Нью-Йорке – 12,4, в Париже – 15. Руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов посчитал эту плотность в каждом районе Петербурга для поправок в законопроект о региональных нормах градостроительного проектирования, который сейчас рассматривает ЗакС. Общая цифра у него получилась еще меньше официальной – 2,75 км/кв. км.

«В Региональной геоинформационной системе (электронная карта Петербурга с нанесенными на нее инженерными, техническими и юридическими данными – «МР») есть слой геонимов – это линии, которые отражают протяженность улиц. Можно спорить о точности, но они дают приблизительную оценку, сколько улиц есть в нашем городе. Я порезал эти линии в границах районов, померил их протяженность, разделил на площадь районов», – объясняет методику эксперт.

«Чем выше плотность УДС, тем быстрее я могу добраться из точки «А» в точку «В» внутри района как пешеход, – продолжает Александр Карпов. – Тем меньше мне приходится пользоваться автомобилем. Тем доступнее для меня объекты, которые находятся в километровой доступности от дома. Тем комфортнее, наконец, становится городская среда вокруг моего дома. Расчет производится без учета того, что вы можете срезать расстояние во дворах, или вам посчастливилось иметь магазин прямо под окном. Это вещи ситуативные – сегодня вы можете срезать, а завтра на пути забор поставили. Город не гарантирует сквозной проход или дырку в заборе. А улицы – это то, что город гарантирует».

Итак, в Петербурге слишком мало улиц для столь обширного пространства. При этом не по всем улицам ходит общественный транспорт - в основном, по магистральным. И у них тоже есть своя плотность; по подсчетам Карпова – 1 км/кв. км. Картина по районам здесь немного отличается: чуть выгоднее в рейтинге расположены Выборгский, Фрунзенский, Красногвардейский и Кировский районы. А вот Красносельский при относительно высокой плотности УДС проигрывает по плотности магистралей (1 км/кв. км). Неудивительно, что именно этот район испытывает наибольшие проблемы с наземным общественным транспортом (подземного там вообще нет).

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Улично-дорожная сеть Петербурга»

Почему в новых районах Петербурга - огромные кварталы и проспекты, в которых человек чувствует себя микробом, а в старых - улицы позволяют выбрать оптимальный маршрут?

«Исторически Петербург формировался как город с частной собственностью на землю, – отвечает Александр Карпов. – Владельцы участков думали, как обеспечить к ним дороги, улицы. Так появились относительно небольшие кварталы – они гарантируют подъезд к каждому участку. Ленинград же строился как социалистический город с государственной собственностью на землю. Земельным участкам необязательно выходить на улицу, все и так общее. В новых кварталах можно спокойно подъехать к любому дому, проложить любую трубу. До сих пор специалисты находят плюсы в этой системе: она обеспечивает лучшую инсоляцию (освещение квартир солнечным светом – «МР»), но, на мой взгляд, это идеологическое обоснование экономической необходимости.

В СССР были высокие стандарты социального обеспечения, а на хорошее жилье денег не хватало. Экономили в первую очередь на улицах. Их же нужно убирать, ремонтировать, строить, а пользы от них как бы никакой. Трудящихся селили в кварталы, где была вся инфраструктура – детские сады, школы, магазины, молочные кухни... Внутри новых кварталов можно передвигаться пешком. И в этой концепции множество улиц было совершенно не нужно. Именно поэтому в спальных районах Петербурга, которые застраивались позднее, площадь УДС меньше, чем в центре города».

Законодательное собрание 11 декабря в первом чтении приняло законопроект о региональных нормах градостроительного проектирования – это исчерпывающее описание городской инфраструктуры, в том числе улиц. Документ необходим, чтобы новая застройка соответствовала современным представлениям о комфорте. Его автор, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко предлагает обязать застройщиков обеспечивать плотность УДС 4 км/кв. км. По мнению Александра Карпова, этот показатель в законе должен быть в два раз больше – 8 км/кв. км. Иначе новые районы Петербурга будут представлять собой все новые и новые вариации Купчино.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 260

Все опросы…