Истории

Из-за инфарктов и алкоголизма петербуржцы умирают раньше срока

Жители Фрунзенского района чаще других горожан умирают от инфарктов. А вот шансов спиться больше у мужчин из Колпино и женщин из Адмиралтейского района. В Петербурге подсчитали потерянные годы потенциальной жизни и выяснили основные причины, почему наши люди умирают раньше европейцев.

Индекс потерянных лет потенциальной жизни (ПЛПЖ, Potential Years of Life Lost) – это сумма лет, которых лишается государство вследствие того, что граждане умирают преждевременно, до истечения продуктивного возраста – то есть до 70 лет. «Потерянные» годы возникают из-за болезней, высокой смертности на дорогах, алкоголизма, плохой экологии и по массе других причин. Индекс ПЛПЖ применяется во многих странах как один из показателей уровня жизни. В России его официально не используют, однако отделы записей актов гражданского состояния и полиция регистрируют причины смертей и передают информацию в Петростат.

Опираясь на официальную статистику, исследователи из ООО «Стратег» посчитали «потерянные» годы для 18 районов Петербурга (пока что в тестовом режиме, со статистической погрешностью). Выяснилось, что по этому показателю наш город находится на одном уровне со странами третьего мира или Европой 1950-70-х годов: это 8,4 тысячи потерянных лет на 100 тысяч населения в 2011 году. Для сравнения, Финляндия в 2011 году потеряла 3,3 тысячи лет на те же 100 тысяч - это данные Организации экономического сотрудничества и развития.

Потерянные годы потенциальной жизни по разным причинам смерти. Петербург, данные за 2010 год



Финансировали исследование Евросоюз, Совет министров северных стран и администрация Калининского района. В этом районе было проведено глубинное исследование причин смерти. Четыре основные проблемы: высокая смертность от рака груди (причем в том числе среди молодых женщин 34-39 лет) и от сердечных болезней среди мужчин, а также от травм, полученных в ДТП, от убийств и суицидов.

Комментарий нарколога Олега Стеценко: «Автор исследования указывает, что его выводы были сделаны на основании смертности. При этом полагается, что в заключениях о смерти врачи указывали алкоголизм, а не просто писали «острый панкреатит». Как мы сами видим, наибольший процент составляют заболевания сердечно-сосудистой системы и онкология. Но кто учел, какой процент алкоголиков счел нужным обратиться к врачу на ранних стадиях этих заболеваний, когда можно было оказать адекватную помощь, а не начал лечиться "своим способом"? Наверное, среди этой выборки такие встречались нередко. Среди тех, кто получил отравления алкоголем или суррогатами, конечно, есть и алкоголики. Наверняка их там большинство. Но не все. Не обязательно быть зависимым для того, чтобы купить дорогой алкоголь к праздничному столу, а потом понять, что он был разлит в соседнем подвале.

Во всем мире давно уже признано, что процент зависимых постоянен и не коррелирует с местом проживания, структурой власти или национальностью. Это как процент лысых или коротконогих. Конечно, есть определенные корреляции, но не значимые. Последнее положение крайне важно, оно определяет стратегию оказания медпомощи таким пациентам. Профилактика алкоголизма – не более чем утопическая идея, сравнимая с разве что профилактикой дождя. Хотя в нашей стране это огромная статья расходов бюджетных средств. Мы можем только предоставить алкоголикам адекватную помощь и изменить свое отношение к этому заболеванию. Это не даст уменьшения процента больных, это приведет к ранней обращаемости и лучшим результатам лечения. Не будет меньше алкоголиков, будет больше трезвых алкоголиков.

Хочу предложить автору провести корреляционный анализ его данных с ценой на недвижимость. Очевидно, что настолько показательные данные, как те, которые получил он, должны насторожить настоящего ученого. Не может быть так, чтобы все экзотические животные водились исключительно на Петроградской. Наверняка, это потому, что там зверинец. Примерно такие же яркие данные должны были вызывать сомнение и у того, кто их получил при анализе процента алкоголиков в разных районах. Ну да, в "красных зонах" цена на жилье меньше, чем в Центральном. Что же касается Адмиралтейского, мы все знаем, что там наиболее высока доля коммуналок.

Понятно, что если речь идет о больных с деградацией, они или не беспокоятся об улучшении своих жилищных условий, или легко соглашаются на предложения агентов недвижимости по улучшению материального положения за счет квартирного вопроса. Значит, наиболее проблемными будут окраины. Но так было всегда, со времен Вавилона. А что в "зеленой зоне"? Там нет алкоголиков? Да нет же, есть. Но они еще вполне материально обеспечены. Это, кстати, более интересный феномен: очень часто можно видеть людей с огромными капиталами, находящимися на второй или третьей стадии алкоголизма». 

В 2014 году исследование планируется расширить на все районы Петербурга.

share
print