Общество

Москвичи рассказывают о будущих турникетах в автобусах Петербурга

21 января 2014 10:49 Нина Астафьева
версия для печати
Транспортные чиновники Петербурга в борьбе за сборы пассажиров планируют использовать довольно своеобразную схему: внедрить турникеты на входе в некоторые автобусы. В Москве - где аналогичный эксперимент, похоже, подходит к концу - подводят итоги: турникеты заметно тормозят работу общественного транспорта - и многие жители столицы предпочитают пересаживаться в личные автомобили.
Москвичи рассказывают о будущих турникетах в автобусах Петербурга Фото: flickr.com( hanstravel)/википедия(Vladimir Menkov)/Дмитрий Кутиль

В 2000-е годы в Петербурге исчезли контролеры на общественном транспорте, и вместо них появились кондукторы. 3 тысячи единиц техники – кондукторов требовалось много, и всем нужно было платить зарплату. В итоге «живую силу» решили заменить валидаторами (по 5-8 штук в каждый вагон или салон). Один валидатор обошелся городу примерно в 7,5 тысячи рублей. Город понес двойные траты, потому что кондукторы никуда не делись.

После внедрения турникетов кондукторов, может быть, спишут на берег, а может – посадят рядом с водителем и заставят продавать билеты, чтобы посадка осуществлялась без задержек. А потом можно будет внедрить еще одно нововведение: например, турникеты при входе на остановку. И все это, как и валидаторы, оплатят налогоплательщики. 

Десять лет мы наблюдали московский опыт: в столице внедрили турникеты на входе в наземный общественный транспорт (НОТ) и вроде бы даже добились увеличения сборов на 38%. Это меньше, чем при живом кондукторе, но много больше обычной валидаторной или компостерной схемы, когда уповали только на совесть граждан и боязнь контролера. Штраф за безбилетный проезд сейчас составляет 100 рублей.

Тем временем столица встала в глухую пробку. Спохватившись, московские чиновники стали выяснять, что, собственно, не нравится горожанам в общественном транспорте, и почему они предпочитают автомобили, которые занимают на дороге так много пространства. Турникеты оказались не на первом месте, однако вторым по популярности обвинением стала медлительность, а она достигается именно за счет турникетов.

«Люблю ездить и на автобусе, но в пробках по часу стоять (именно стоять, потому что в автобус фиг сядешь) не очень нравится, - прокомментировала одна москвичка. - Мне же из-за вечных пробок приходилось куда угодно выезжать за полтора часа. Пока автобуса дождешься, пока все пассажиры в одну дверь через турникет войдут, пока на каждой остановке народ загрузится, пока доедем - минут 40-50 выходило. До метро доезжала выжатая, как лимон... И это когда к метро едешь. Когда вечером от метро - вообще АД!!! Можно только в очереди на автобус час простоять. Причем еще и не влезть в него. А если влезть, то на одной ноге стоя час по пробкам ползти. Я последние недели ездила и плакала: все достало».

Еще один москвич написал в блоге: «Я перестал пользоваться наземным ОТ, когда появились турникеты, и посадка на автобус стала занимать 20 минут. Так что, если все будут пользоваться НОТ, можно к времени пути и времени ожидания автобусов/троллейбусов/трамваев добавлять минут 40 на посадку. Такой вариант подходит только для никуда не спешащих бабушек».

Эти и подобные посты появились, когда стало известно, что в Москве от турникетов понемногу отказываются – зато в Петербурге их собираются внедрять. В обоих городах новация именуется «экспериментом».

Между тем столичные эксперты уже высказались по поводу инициативы главы петербургского комтранса. Они советуют Алексею Воробьеву не спешить с внедрением турникетов, так как «эта система используется только в Москве и Бразилии. И более худшего способа взимать плату придумать невозможно». Так заявил автор «Блога о городах» Максим Кац. Он предложил ввести высокие штрафы и отрядить в каждую контролерскую бригаду по одному полицейскому.

«Штраф должен быть такой, чтобы регулярно ездящий в транспорте безбилетник платил в несколько раз больше денег штрафами, чем если бы платил за проезд. Поэтому всё зависит от количества контролёров. Если их мало и попадаться человек будет в среднем раз в месяц, штраф должен быть как 2-4 проездных».

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин тоже не одобрил идею с турникетами. «Сейчас речь идет не о том, какая система взимания платы самая хорошая, а о том – какая наименее плохая. Увы, мне кажется, что турникеты – это плохой выбор. Именно потому, что долгая посадка на остановках приведет к увеличению времени рейса, к неэффективной эксплуатации. Кому будет выгодно, если за три часа автобус проделает не три рейса, а два?

У нас есть несколько вариантов. Первый – смириться с нечестностью граждан, с тем, что за проезд платят далеко не все. Второй – снова вернуть контролеров, но тогда нас ждут вечные конфликты. Да и кто пойдет работать контролером? Третий вариант – кондукторы, но он затратный. Допустим, в амстердамских трамваях есть кондукторы, они сидят в своих будочках и продают билеты сознательным гражданам - в основном, туристам, поскольку местные пользуются абонементами. Несознательные кондуктора просто игнорируют, а выйти из своей будки он зачастую не может. Там пошли по этому пути, потому что надо было обеспечить работой инвалидов, так что это еще и социальный проект. Четвертый вариант – турникеты. Недостатки налицо. Пятый вариант – павильонная посадка: то есть турникет при  входе на остановку. Тогда и зайцам дают отпор, и посадка в автобус проходит быстро. Он мне нравится больше всего, но в российских условиях, увы, неосуществим, потому что использовать такие павильоны можно только на отгороженных, выделенных полосах для общественного транспорта. Это, по сути, метро без тоннеля.

Так что ничего другого не остается, кроме как воспитывать в людях сознательность».

Депутат ЗакСа Борис Вишневский одним из первых начал борьбу за недопущение в петербургские автобусы турникетов. Мы поинтересовались, как в таком случае бороться с зайцами, которые даже контролера могут послать в пешее путешествие, а сами – продолжить поездку. Был предложен старый дедовский метод: водитель останавливает автобус и заявляет: пока заяц не покинет салон, никто дальше не поедет. Тут же находятся энтузиасты, которые помогают высадить наглеца.

Московские зайцы успешно обманывают валидаторы, турникеты и контролеров. О том, как это происходит, пишет еще один московский блогер: «Вечер. Плотно заполненный автобус. Незаметно явились контролеры, начали проверять проездные документы. У нас в наземном транспорте стоят турникеты для магнитных и бесконтактных билетов разных типов, и контролер имеет возможность проверить – действителен ли твой билет и действительно ли ты прошел через турникет именно по этому билету.

Поймали одного нарядно одетого юношу. Он пытался предъявить «пустой» билетик, но хитрая электроника его мигом расколола. Скорее всего, он прошел по какому-нибудь бабушкиному льготному. В общем, вырисовывается полный набор штрафов: безбилетный проезд плюс использование чужих документов. Сумма весьма солидная. Окружают контролеры этого юношу, и говорят – ну, товарищ, предъявляй документики, мы тебе сейчас выпишем, что полагается. А товарищ-то, как выясняется, скандалист…

Автобус как раз подъезжает к следующей остановке. Юноша, естественно, пытается прорваться к двери. Но её не открывают. Мол, сначала – штраф, потом – выходи. И тут, наш герой «включает оскорбленного гражданина». Всё время, пока автобус стоял на этой остановке и ехал до следующей, окружающие люди слушали бесконечный Монолог о Правах.

Документы для выписки штрафа он не покажет, потому, что:
- они не имеют права ограничивать его свободу стенами автобуса!
- он студент юридического факультета, и они пожалеют!
- он умирает от духоты, он проехал свою остановку, откройте быстро дверь!
- они относятся к нему, как к быдлу, и думают, что на улице он сразу убежит – это его оскорбляет!
- это уже какое-то полицейское государство! Это нарушение фундаментальных прав человека!
- давайте скорее выйдем и по закону решим все вопросы, ведь здесь тесно.

Поскольку контролеры с трудом успевали вставить пару слов между его горячими тирадами, часть пассажиров перешла–таки на сторону разговорчивого зайца. Тем более закрытая дверь создала дополнительную давку и трудности с выходом из автобуса. Две-три тётки начали откровенно защищать героического борца за права. На следующей остановке дверь всё-таки была открыта. Контролеры вывели правосознательного гражданина, автобус тронулся дальше… И уже спустя несколько секунд я мог наблюдать, как наш герой мчится куда-то во весь опор, а пухленькие контролеры печально провожают взглядом его тонкую хипстерскую фигурку».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 210

Все опросы…