Общество

На блокадных плакатах в Петербурге обнаружена новая ошибка: советский солдат, целующий крестик

22 января 2014 10:51 Юлия Галкина
версия для печати
Очередное недоразумение с плакатами к 70-летию снятия блокады: чиновники использовали в оформлении снимок солдата, который готовится поцеловать православный крестик. Автор снимка «Солдатская молитва» Ширак Карапетян-Мильштейн говорит, что разрешение на использование фотографии у него никто не спрашивал. Снимок был сделан ориентировочно в 2006 году, на нем – актер из армавирского театра. Историки утверждают, что публично целовать крестик для советского солдата, участника Великой Отечественной, было сродни самоубийству. Как бы то ни было, фейк прекрасно вписался в православно-героическую парадигму городской политики.
На блокадных плакатах в Петербурге обнаружена новая ошибка: советский солдат, целующий крестик Фото: С.Николаев/flickr.com( gripso_banana_prune)/Дмитрий Кутиль

Первым плакат заметил петербуржец Евгений Володин: «Меня сразу насторожило, что я уже где-то видел этот кадр. Кроме того, мне показалось, что нет соответствия с реальными снимками войны».

Евгений увидел плакат на станции метро «Кировский завод». Есть такой плакат и на станции «Приморская». Скорее всего, и в других местах Петербурга.

Фото: Сергей Николаев

Первое, что настораживает в снимке: нательный крестик, который готовится поцеловать солдат, под поэтический аккомпанемент «Реквиема» Роберта Рождественского. Историки заявили нам: такого быть не могло. «Солдат сразу же попал бы в ГУЛАГ, если не под расстрел, - говорит историк, журналист Даниил Коцюбинский. - Все фотографии на фронте делались только с разрешения Особого отдела. Никто никогда не фотографировал спонтанно. На советском фронте не было свободных корреспондентов. Такая фотография не могла быть произведена на свет». «Кто тайком пронес крестик – мог и поцеловать. Другое дело – политрук увидит, целующему не поздоровится», - добавляет военный историк Вячеслав Красиков.

В скобках заметим, что в наши дни стали говорить о том, будто перед боями на советском фронте могли проводиться молебны, но, по словам Коцюбинского, документального подтверждения этому он не встречал: «Церковь рассматривалась как идеологический конкурент коммунистической партии - несмотря на то, что Сталин официально в 42-м году открыл церкви и легализовал уничтоженную в 30-е годы структуру. В армии никто не стал бы конкурировать с особистами, которые, как опричники, следили за чистотой идеологии». «Говорят, что и на линии фронта с иконой летали… Это всё сказки. Да, Сталин в начале войны сделал послабления для Церкви, но такого, чтобы перед боем, как перед Бородинской битвой, устраивали молебен, быть не могло», - отмечает Красиков.

Но вернемся к снимку. Внимательный петербуржец Володин поначалу было решил, что на плакатах использован кадр из фильма «Спасти рядового Райана», что было бы совсем возмутительно: ну какое отношение к блокаде имеет американский солдат? Выяснилось, что фото и правда не архивное, сделано в наши дни. Но Стивен Спилберг здесь не причем.

29-летний фотограф из Армавира Ширак Карапетян-Мильштейн сделал снимок приблизительно в 2006 году. Назвал его «Солдатская молитва». Опубликовал в интернете – сейчас фото можно встретить, например, на сайте «Фотоконкурс». С припиской: «Хочу сразу отметить, что это не архивные кадры, это фотографии по мотивам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воссозданные в 2006-2007 году на территории города Армавира (Краснодарский край)». Снимок, по задумке автора, должен был реконструировать атмосферу перед битвой на Курской дуге.

История снимка такова: «У нас на юге разбирали металлургический завод. Процесс растянулся на 2-3 года. Со временем место, где был завод, стало походить на декорации Курской битвы. Мне было 22 года. Я в то время работал с театром. И мы начали делать костюмированные фотографии. Снимали эпизоды и в один из заснеженных дней получился этот кадр. Всего было 83 фото, потом даже организовали выставку на «Мосфильме».

Сам снимок, скорее, репортажный, чем постановочный. У нас была группа актеров, и вот один из них – парень религиозный – будучи одетым в солдатское обмундирование, поцеловал крестик. А сзади другой актер кричал что-то. Мне потом говорили, что будто бы во время войны таких крестиков не было».

Ни представители петербургской администрации, ни федеральные кураторы программы по размещению «блокадных» плакатов к Шираку Карапетяну-Мильштейну за разрешением на использование снимка не обращались. Налицо нарушение авторских прав. Но фотограф, кажется, не в обиде. Говорит: обратились бы – разрешил. «Я без проблем, мне не жалко». Для себя он объясняет эту историю так: кто-то из чиновников увидел эмоционально заряженную картинку в интернете – и использовал, решив, что снимок архивный и автор давно в могиле (а значит, не сможет предъявить претензию).

Надо сказать, что авторы плакатов к 70-летию снятия блокады – не первые, кто принял реконструкцию за реальность. Так, нижегородский блогер Михаил Маркитанов летом 2013 года видел снимок на выставке в родном городе, под фото стояла подпись: «Нормандия, 1944 год». Снимок подавался как подлинный, сделанный в годы Второй мировой, и блогер решил, что на фото запечатлен американский солдат с православным крестиком – возможно, потомок белоэмигрантов. Сам Ширак Карапетян-Мильштейн утверждает, что видел фото в одном популярном толстом журнале, с подписью: «Курская битва».

Как бы то ни было, налицо множественная подмена. И снимок не настоящий, а реконструкция. И реконструкция не событий, связанных с блокадой Ленинграда, а Курской битвы. И сделано с ошибкой (крестик). Зато – и героично, и православно: в тренде политики последних лет. Самое грустное, что большинство горожан на «несоответствие» - которое так резануло глаз Евгению Володину – не обратило бы внимание. В этом смысле власти повезло с народом.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Блокадные плакаты на станции метро "Кировская"»
  • Фоторепортаж: «Блокадные плакаты на станции метро "Кировская"»
  • Фоторепортаж: «Блокадные плакаты на станции метро "Кировская"»

Справка

Напомним, ранее петербуржцы возмутились безграмотным плакатам с надписью «День полного освобождения города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками» (читалось это так, будто город освободили некие ленинградские фашисты). Выяснилось, что ошибку допустили не в Петербурге: плакаты размещались в рамках федеральной программы. В итоге все 80 плакатов решили демонтировать и заменить на новые.

Это не первый конфуз такого рода. В 2011 году ко Дню защитника Отечества по Петербургу развесили плакаты с изображением самолета ВВС Китая. В Комитете по печати тогда сообщили, что это была ошибка дизайнера, который не разбирается в военных самолетах. Плакаты с улиц города убрали. 

Позже, в мае 2011-го, горожане обратили внимание на несоответствие на плакатах «Спасибо за Победу»: награды изображенных на нем ветеранов помещены на правой стороне груди – в то время как ордена и медали СССР, имевшие колодку, прикреплялись на левую сторону. Скорее всего, проблема была в том, что на плакатах использовали зеркальную версию реального снимка. 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 882

Все опросы…