Британские ученые выяснили, что работать в ночную смену вредно

Ночные смены наносят человеческому организму куда больший вред, чем считалось ранее. Британские медики заявили о долгосрочных негативных последствиях ночной работы. Вывод сотрудников исследовательского центра сна в Суррее основан на результатах их наблюдений за тем, как ночной режим вызывает нарушения на глубоком молекулярном уровне, повышая возможность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Помимо трех указанных заболеваний люди, работающие в ночную смену, чаще других страдают от диабета второго типа. Исследователи отмечают, что это происходит не случайно: из-за графика работы происходит рассинхронизация генов, в результате которой сбиваются гормоны, температура тела и функции мозга, пишет «Интерфакс» со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По словам экспертов из Научно-исследовательского центра сна в Университете Суррея, у каждого человека имеются собственные биологические часы (циркадные ритмы). Они определяют ритм его жизнедеятельности и настроены на то, чтобы спать ночью и бодрствовать днем. Этот ритм имеет глубокое воздействие на организм, влияя буквально на все: начиная от гормонов и температуры тела и заканчивая настроением и деятельностью мозга.

Именно этот ритм и нарушается из-за ночного графика работы, что показало исследование с участием 22 добровольцев. Биологические часы подопытных были смещены на ночное время суток. Между тем, у человека немало генов, которые должны быть активны в определенное время суток. Когда добровольцы работали в ночное время, эта «тонкая настройка» ДНК сбивалась.

«Смещение режима сна вызывает сбой в работе более 97% генов, регулирующих ритм человеческого организма, – отмечает один из сотрудников Центра исследований сна в университете Суррея Саймон Арчер. – Это хорошо объясняет, почему во время смены часовых поясов или на работе со сменным графиком мы чувствуем себя плохо».

Сотрудник исследовательского центра профессор Дерк-Ян Дейк объяснил, что в организме у каждой ткани есть свои внутренние часы. К чему же приводит нарушение их работы? К тому, что сердце, почки и мозг «выбиваются из ритма». «Это как жить в доме, где на часах в каждой комнате установлено разное время, – объяснил Дейк. – В конечном счете это приводит к хаосу». Впрочем, ученые отмечают, что негативно на состоянии здоровья все это начинает сказываться лишь после нескольких лет такой работы.