Город

Шесть причин, почему остановки транспорта в Петербурге никуда не годятся

31 января 2014 11:34 Андрей Сошников
версия для печати
Ничто так не повышает протестные настроения, как ожидание запоздалого троллейбуса в двадцатиградусный мороз. В «итальянских» остановочных павильонах все не для пассажиров: ни присесть, ни спрятаться от ветра, ни уточнить маршрут. Откуда взялась эта инфраструктурная архаика в Петербурге, и как ее можно исправить, размышляют эксперты.
Шесть причин, почему остановки транспорта в Петербурге никуда не годятся Фото: fotoimedia/russianlook/Дмитрий Кутиль

Эксперты:

Владимир Валдин, эксперт объединения «Город и транспорт»,
Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург»,
Дмитрий Гусев, руководитель проекта «Делай правильно!».

1. Остановки продуваются с трех сторон

Советские остановки напоминали военные ангары – четыре стенки с закутком, массивная крыша, они выдерживали прямое попадание из миномета, и там можно было - при желании - пережить зиму. Проблема была, конечно, в запахе, и в том, что такие остановки своим угрожающим видом оттеняли архитектурные красоты Петербурга. На рубеже девяностых-двухтысячных начались эксперименты в области остановочного строительства. В городе появились «итальянские павильоны» – прозрачная задняя стена ликвидировала прайваси, боковая - приносила немалые доходы рекламистам, ожидание автобуса скрашивалось рассматриванием трещин на стеклах. Остановки оказались слишком хрупкими для культурной столицы России. В 2013 году стеклянные стенки на остановках начали заменять металлической сетью.

Обычная остановка стала похожа на аэродинамическую трубу. Теперь там гуляют метели и штормы.

Владимир Валдин: «Что стеклянные павильоны для экономии и антивандализма заменяют сеткой – это реальное скотство. Предполагалось, что остановки будут заполняться рекламой, и за счет рекламы будет окупаться замена стекол и прочее содержание, но сейчас рекламе пришел большой кирдык, поэтому ожидания не оправдываются. Город же не хочет содержать остановки».

«На остановках холодно также из-за железного сиденья, – отмечает Дмитрий Гусев. – В советские годы делали деревянные сиденья, никак проблем это не создавало».

2. Вместо крытых павильонов – просто знаки

Но даже такая конструкция остановок встречается не везде. Иногда о наличии остановки сообщает только знак, прикрепленный на уровне второго этажа дома. В центре города, где узкие тротуары, это может быть оправдано. Но это встречается не только в центре города.

Стив Каддинс: «Если говорить про узкие улицы центра, можно обратиться к опыту европейских стран. Иногда павильоны разворачивают стенкой к проезжей части. Люди оказываются защищены от брызг, при этом видят подъезжающий транспорт». Чаще всего остановки «задом наперед» устанавливают почему-то на островах – в Англии, Ирландии и Исландии.

Владимир Валдин: «Павильон нужен далеко не везде – приходя на остановку, человек должен видеть там расписание, привыкать к этому расписанию и уезжать по расписанию. А ставить павильон, чтобы человек стоял и ждал у моря погоды – это тоже глупо. Павильоны – это тема рекламщиков, а не города. Город только согласует их размещение».

3. Остановки и знаки сужают тротуар

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Остановки и столбы в Петербурге»
  • Фоторепортаж: «Остановки и столбы в Петербурге»
  • Фоторепортаж: «Остановки и столбы в Петербурге»
  • Фоторепортаж: «Остановки и столбы в Петербурге»
  • Фоторепортаж: «Остановки и столбы в Петербурге»
  • Фоторепортаж: «Остановки и столбы в Петербурге»

Дмитрий Гусев: «Когда ставят остановку, всегда вкапывают два столба. Один с дорожным знаком «остановка», другой с расписанием. Я знаю место, где установлены три столба рядом с остановками – на Малой Морской, из метро «Адмиралтейская» налево. Все это - вкупе с массивным боковым рекламным щитом - мешает ходить. На саму остановку можно закрепить кронштейн, и на этот кронштейн повесить и дорожный знак, и знак с указателем маршрута – без проблем. Мы сразу освобождаем тротуар от столбов. Власти очень любят вкапывать столбы – по коммерческим расценкам это стоит от 7 до 10 тысяч рублей. По бюджетным, может быть, поменьше, но суть в том, что так можно эффективно осваивать бюджет».

4. Недостаточная пассажирская навигация

«В России полностью отсутствует пассажирская навигация – схемы городского транспорта, которые должны быть хотя бы на части остановок, – говорит Владимир Валдин. – Мы движемся в сторону азиатской системы. У нас культура, отношение к потребителю во всех сферах - что в государственной, что в коммерческой - строится по принципу «жрите». Это политическая проблема. Пошумит пара людей на форуме - мол, видели на Западе схемы, а у нас их нет. Ну нет и не будет.

Вот Турция – это продвинутая Азия. Но в большинстве мест я даже аншлагов с номерами не видел, надо у местных выяснять на их мове, куда идут автобусы. Мы идем в сторону такой модели. Маршруткам остановки вообще не нужны – они останавливаются "у того столба". Это тоже "транспорт будущего"».

Для сравнения, в 2014 году власти Москвы запускают мобильные сервисы, повышающие удобство использования городского транспорта. В частности, на самых людных остановках будет установлено около тысячи современных информационных табло, позволяющих узнавать время прибытия транспорта. В Петербурге программа установки больших аншлагов на остановках, начавшаяся было на маршрутах, соединяющих аэропорт «Пулково» с метро «Московская», не развивается.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Новые таблички автобусные остановки»
  • Фоторепортаж: «Новые таблички автобусные остановки»

5. Плохо освещены

Эта тема будет обсуждаться на заседании Городского штаба по благоустройству 31 января.

Стив Каддинс: «Электричество подведено к меньшинству остановок общественного транспорта в Петербурге. Чтобы осветить их, недостаточно просто поставить лампочки, нужно подключить к инженерным сетям. Это сложно, никто не хочет этим заниматься».

6. Грязь и вандализм

«Разбиты не только павильоны из стекла, но и те, которые в прошлом году оснастили стенкой из металлической сетки, – продолжает Стив Каддинс. – Я лично видел несколько остановок, где эти сетки были выломаны. Когда вандал разбивает остановку, ее нужно ремонтировать, а не оставлять так на полгода. Иначе начинает работать теория разбитых окон. Наконец, остановки в Петербурге моют дважды в год – весной и осенью, за это время они успевают испачкаться».

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Крышу остановки на Невском проспекте пробило неким тяжелым предметом»
  • Фоторепортаж: «Крышу остановки на Невском проспекте пробило неким тяжелым предметом»
  • Фоторепортаж: «Крышу остановки на Невском проспекте пробило неким тяжелым предметом»
  • Фоторепортаж: «Крышу остановки на Невском проспекте пробило неким тяжелым предметом»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 830

Все опросы…