Истории

Градозащитники: на Карповке сносят историю ради «депрессивного» комплекса

В Петербурге сносят исторические корпуса фабрики Мельцера ради семиэтажного жилого комплекса. Градсовет согласовал застройку данного участка на Карповке еще летом 2013 года, но для градозащитников снос все равно оказался сюрпризом. По их словам, Госстройнадзор не выдавал разрешение на снос, а это создает опасный прецедент для города. К самому проекту застройки активисты относятся по-разному.

Экскаваторы во внутреннем дворе бывшей фабрики Мельцера (Карповка, 27-29/49) начали работать в пятницу, 31 января. В электронном реестре разрешений на строительство Госстройнадзора по Петербургу этот объект не значится, хотя застройщик, шведская компания NCC, сообщила журналистам, что «о начале работ были заблаговременно информированы все компетентные государственные органы и службы». «NCC производит работы по разбору аварийных и представляющих опасность объектов на территории, находящейся в собственности компании, строго в соответствии с заключением о техническом состоянии объектов и указаниями КГИОП», – говорится в пресс-релизе компании от 3 февраля. Релиз выпущен на третий день после начала работ.

Вид на застраиваемый квартал. Фото: «Яндекс-панорамы».

Корпуса, которые предположительно будут снесены. Изображение: «МР»

Градозащитников формулировка об аварийности исторических корпусов не удовлетворяет. «С позиции городских властей, снос может производиться только при наличии разрешения, – говорит Дмитрий Литвинов из «Живого города». – Часто застройщики апеллируют к Градостроительному кодексу и оспаривают городские законы. Якобы на снос зданий никаких особых разрешений не требуется. Все это продолжение ситуации с домом Рогова (снесен без разрешения как аварийный в августе 2012 года – «МР»). На Карповке действует самый строгий режим охраны по 820 закону, и сносить тут без разрешения никак нельзя».

Градостроительный совет одобрил застройку внутренних корпусов фабрики Мельцера в июле 2013 года. На их месте должен появиться жилой комплекс – здание сложной формы с курдонером (парадным двором) классических пропорций, обращенным на набережную Карповки. Автор проекта – петербургский архитектор Никита Явейн. При этом фасады производственных корпусов (один выходит на набережную, другой – на улицу Профессора Попова), фасад кинотеатра «Гранд-Палас» (также выходит на набережную), дом Корлякова (угол Каменноостровского и Карповки) охраняются Комитетом по охране памятников и снесены не будут. «По крайней мере, на данном этапе», – предостерегает Дмитрий Литвинов. Также объектом культурного наследия признана фабричная труба.

Градозащитники из группы «ЭРА» тем временем формируют мониторинговую группу из местных жителей для защиты объекта. Они направили представление о нарушении закона в прокуратуру, ГУВД, КГИОП и губернатору. Координатору группы Алексею Ярэме не нравится не только то, как застройщик соблюдает закон, но и архитектурный проект жилого комплекса. «Он плох объективно – это постиндустриальное здание, выдержанное в откровенно агрессивной архитектуре, диссонирующее с окружающей средой по объемно-пространственным решениям, по уровню детализации и стилистики фасада, по материалам, фактуре стен и цвету. Это постиндустриальное здание, это не историческая архитектура», – резюмировал Алексей Ярэма.

С ним согласен архитектор Сергей Политин, известный проектом перестройки второй сцены Мариинского театра. Летом он собирал подписи против проекта застройки Карповки, 27. «Проект не соответствует архитектуре Каменноостровского проспекта. Формы довольно грубые, депрессивные, угловатые. Петроградская сторона и так не блещет позитивными эмоциями. Здесь ее депрессивная составляющая подчеркивается. Может быть, это художественный прием вполне допустимый, но лично я бы не купил квартиру в таком доме. Цвета подходят к этому месту, еще бы формы слегка очеловечить, отойти от этого грубого промышленного стиля. Небольшая доработка проекта могла бы придать этому зданию позитивные черты и привлекательность», – отметил Сергей Политин.

Дмитрий Литвинов из «Живого города» считает проект уместным, но подчеркивает, что это его личное мнение: «Как проект выглядит на эскизе, особого отторжения не вызывает. Он современный, историзм на этом месте выглядел бы хуже, потому что нынешние архитекторы не владеют этим стилем в той мере, как мастера прошлого. Здесь историзм просто подавил бы подлинно историческую застройку. Идеальным вариантом было бы сохранение всех исторических корпусов, организация там проходов, пешеходной зоны. Но это все разговор на уровне мечтаний, естественно, застройщик не пойдет на это добровольно при сохранении запланированных объемов строительства».

Пресс-служба компании NCC поясинла «МР», что эскизы проекта жилого комплекса на набережной Краповки, 27, которые опубликованы на сайте компании и в прессе, устарели. Новый проект, с учетом пожеланий Градсовета, будет представлен позже.

Производственный корпус мебельно-столярная фабрики Мельцера на набережной Карповки, 27 возведен в 1884 году (архитектор Василий Шауб). Корпус на углу Карповки и Коменноостровского проспекта построен в 1820-е по проекту Адамини Доменико. Фабрика Мельцеров выпускала мебель для широких общественных слоев. Здесь же занимались и разработкой стиля интерьеров - изготавливали деревянные панели и двери, подбирали кожи для обивки стен, делали лепной и бронзовый декор, осветительное оборудование, камины и многое другое. В советское время в корпусах фабрики Мельцера работала мебельная фабрика «Интурист».
 

share
print