Истории

Как люди становятся идейными неплательщиками «коммуналки»

Руководитель сайта “Заливает СПб» и активный борец за качество коммунальных услуг в городе Фёдор Горожанко обиделся на главу комитета Валерия Шияна, который обвинил его в наличии большой задолженности. Шиян во всеуслышание объявил, что «у одного из активистов скопился долг по квартплате на 63 тысячи рублей», Фёдор узнал в этом персонаже себя и заявил, что подал бы в суд на чиновника, если бы тот назвал его фамилию.

«Мой район» решил разобраться, действительно ли неуплату по счетам можно считать эффективной мерой в борьбе против некачественного жилкомсервиса.

Фёдор Горожанко не скрывает, что действительно накопил 63-тысячерублёвый долг по квартплате за комнату, в которой не жил, так как жить там было невозможно. С потолка регулярно текло, хотя крышу уже пытались ремонтировать. Именно состояние кровли и вечные протечки подвигли его создать свой сайт. Но общественная карьера никак не повлияла на состояние комнаты. В конце концов жилец решил судиться с управляющей организацией – жилкомсервисом.

Тяжба началась летом 2010 года, закончилась мировым соглашением: ЖКС согласился выплатить Фёдору 40 тысяч рублей, чтобы он отремонтировал крышу за свой счет. «Это была моя ошибка, - заявил Горожанко, - потому что деньги мне перевели с опозданием на 4 месяца, только после напоминания. А пока переводили, зимой случилась еще одна протечка, страшнее прежних, и стало очевидно, что деньгами этот ремонт не покроешь. Потом еще был инцидент, когда в мою квартиру ремонтники влезли без спроса. Сам я в ней уже не жил, лишь иногда приезжал и узнавал, что в доме нет то отопления, то газа. Газ до сих пор не включили, он в тех условиях слишком опасен. Увы, соседи оказались людьми пассивными: им, видимо, все равно, сколько градусов в квартире. Я не жил в квартире, не жег электричество, что легко доказать, я написал не менее пяти писем в жилищный комитет, в жилкомсервис с требованием перерасчета: почему я должен платить за квартиру, в которой не живу и за услуги, которых не потребляю? Они остались без ответа. Задолженность скопилась, и я понял, что надо собрать силы и снова обратиться в суд. Очень глупо со стороны жилищного комитета поминать мой долг и вообще эту квартиру, это ведь живая иллюстрация к тому, как он неэффективно работает».

Эксперты «МР» пояснили, что добиться перерасчета Фёдор может и сейчас, но для успешного похода по судам требуется, чтобы все долги были погашены, а иначе с ним и разговаривать не будут.

«Изначально надо было действовать не так, - отметил экс-депутат ЗакСа Сергей Малков. - Во-первых, в каждом доме нужно создать свой домовой совет из самых активных граждан. И далее, если возникают какие-то неполадки, звать старшего по дому, чтобы он их зафиксировал, составил акт о некачественном исполнении услуги. Потом можно обращаться в жилкомсервис и требовать перерасчета. Если представитель управляющей организации, тот же ЖКС, желает лично убедиться, что воды нет или отопления - конечно, надо дать ему такую возможность. Фиксировать низкую температуру в квартире придется несколько раз, а то ведь мало ли почему она низкая: может, вы с открытыми окнами живете… И когда это подтвердится, вся сумма из квитанции должна быть снята. Скажем, в квартире 15 градусов вместо положенных 18? Всю строчку “отопление” вычеркиваем. Если перерасчет по каким-то причинам не сделан, можно отправляться в суд. Но его делают. Недавно мы например добились перерасчета для дома в Ломоносове: там живут люди практически без канализации, поскольку она все время засоряется…»

Увы, домов со своим собственным советом жильцов у нас - не более 10 процентов. Значит, фиксировать отсутствие коммунальных услуг нужно с помощью представителя ЖСК. На то, чтобы он пришел три раза, может уйти несколько недель. И все это время придется ждать его в вымерзающей квартире…

Год назад в редакцию «МР» обращалась владелица квартиры в престижном месте – на Невском проспекте, 88. Она тоже перестала платить по счетам, выражая таким образом свой протест. Повод был весомый: в квартире то ли выше, то ли ниже этажом заработал хостел. Была в нем и собственная прачечная. И сразу же у нашей читательницы расход воды на общедомовые нужды увеличился в несколько раз. Она не без оснований считала, что теперь ей и другим немногочисленным владельцам частных квартир приходится оплачивать работу хостеловских стиральных машин. Но доказать этого не могла, решила просто не платить, а в итоге получила крупный судебный иск и чуть ли не угрозу выселения.

Марина Акимова, председатель ассоциации ТСЖ и ЖСК не очень лестно отзывается об идейных неплательщиках. «Мы же видим, кто эти люди. Бедные не могут нанять юриста и доказать, что действительно имели место недопоставленные услуги. А у богатых такое развлечение в последнее время появилось. Они не платят, врут, что угодно: про холодные комнаты, например. А у самих батарея шкафом заставлена. Бывают, конечно, настоящие проблемы: скажем, кто-то провел отопительный стояк в застекленную лоджию, а в итоге нижним или верхним соседям не хватает теплоносителя, и они мёрзнут. Правила для тех, кто не живет в квартире и не хочет за нее платить, давно придуманы. Мы же сами предлагаем таким людям: давайте, мол, мы докажем по показаниям электросчетчика, что вас в квартире не было. Отказываются: говорят, холодильник все равно работает нон-стоп, значит, счетчик крутится. Хорошо, говорим, тогда давайте на время вашего отсутствия опломбируем краны. Не соглашаются: говорят, что иногда приезжают цветы поливать. Помню одну даму, которая утверждала, что в квартире никто не живет, кроме кошки, поэтому платить за нее не надо. А ведь кошку каждый день надо кормить, значит, кто-то туда приезжает… Вот и получается, что люди на голубом глазу предъявляют справку от председателя дачного товарищества, что человек якобы все лето прожил в садоводстве, и мы обязаны со справкой считаться. Хотя водный счетчик за это время накрутил немалую сумму, значит, кто-то в этой квартире все-таки жил…»

share
print