Общество

Реформа передвижения: службы безопасности будут «чекинить» пассажиров по паспорту

7 февраля 2014 12:00 Андрей Сошников
версия для печати
Новая система безопасности, по которой поездку человека на автобусе к родственникам, можно будет отслеживать чуть ли не в режиме реального времени, вот-вот заработает в России. А с этой недели досмотр пассажиров могут устраивать не только полицейские, но и сотрудники безопасности частных компаний. Если они халатно будут относиться к новым требованиям, их ждут штрафы. И все это продолжится после Олимпиады.
Реформа передвижения: службы безопасности будут «чекинить» пассажиров по паспорту Фото: fliclr.com(infomatique)/ Aleksandr Schemlyaev / Russian Look/Дмитрий Кутиль

На портале официального опубликования правовых актов в среду, 4 февраля, появился федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в законы о транспортной безопасности». Большинство его статей начали действовать сразу же после публикации, в частности, самая неприятная: сотрудники безопасности транспортных компаний смогут досматривать любого пассажира в специальных пунктах, особо не церемонясь по поводу объяснения причин. Отказ от прохождения досмотра приведет к одностороннему расторжению договора между пассажиром и перевозчиком. Иначе говоря – «отказники» на оплаченный рейс не попадут.

Если с досмотром на вокзалах все понятно – ее осуществляют полицейские, то к работе ЧОПов в частных транспортных компаниях могут возникнуть вопросы. Они не подпадают под закон «О полиции», так что при выборе перевозчика пассажиры будут обращать внимание не только на наличие Wi-Fi и откидных кресел в салоне, но и на адекватность охраны. Несоблюдение новых правил сулит юридическим лицам многотысячные штрафы и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Другая новелла вступит в силу через 90 дней – 5 мая 2014 года, когда, заметим, олимпийские меры безопасности будут уже не актуальны. Пассажиры будут обязаны предоставлять паспортные данные при покупке любых билетов на автобусы и паромы между регионами. Эти данные будут попадать в централизованную базу данных, которая разработана в середине 2013 года. Исключение составляют рейсы между Петербургом и областью, а также Москвой и ее окрестностями. А вот билет на маршрутку в Псков придется оформлять так же, как авиабилет. Отметим, что фактически система начнет действовать раньше, чем юридически, – 1 марта. Соответствующее объявление висит на автовокзале на Обводном канале в Петербурге.

Фото: Андрей Сошников

Четыре транспортных компании, куда дозвонился корреспондент «МР», и не думают исполнять закон заблаговременно. Операторы лишь рекомендуют взять с собой паспорт: «Все-таки вы едете в другой город», – но данные пассажиров им не нужны. Несколько компаний в интернете помогают перевозчикам выстроить систему безопасности в соответствии с новыми правилами. Один из таких бизнесменов, бывший сотрудник госбезопасности, попросивший не указывать свое имя, говорит: «В новом законе из персональных данных убрали место рождения, добавили пол и гражданство. Также добавили сведения о персонале транспортного средства – все это перевозчик будет обязан передавать в единую систему. Порядок передачи данных прописан в приказе Минтранспорта № 243 от 19 июля 2012, который легко найдете в интернете.

Единая система обеспечения безопасности населения на транспорте включает в себя компоненту под названием автоматизированная централизованная база персональных данных о пассажирах. Туда перевозчик передает данные о пассажирах либо через прямое подключение по выделенному защищенному каналу, либо через защищенный протокол FTP, либо через интернет по защищенному соединению, либо через портал. Пользователями системы являются ФСБ, МВД, а также другие федеральные органы власти, перечень которых определяет правительство.

Обращаю внимание: перевозчики не должны проверять данные, они должны собрать их и передать в базу. Думаю, они не будут делать это до тех пор, пока к ним не придет инспектор Ространснадзора или прокуратуры – затем они начнут быстро это делать, так как по новым изменениям к ним будут применены жесткие санкции.А в случае актов незаконного вмешательства (инцидента на маршруте – прим. «МР») – уголовка. Могу сказать, что многие перевозчики уже передают данные: РЖД, «Аэрофлот», московские автомобилисты и так далее».

До сих пор паспорт требовался только при покупке билетов на автобусные рейсы из «опасного» списка министерства транспорта, в частности, из Москвы и Петербурга, городов Московской и Ленинградской областей, Петрозаводска, Великого Новгорода, Северного Кавказа и ряда других регионов. В правительстве России убеждены, что внесенные изменения «позволят решить вопрос более полного информационного обеспечения транспортной безопасности» и предупредят «незаконные вмешательства террористического характера».

Каждый гражданин РФ, согласно 27-ой статье Конституции, «имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны». Право на свободу передвижения также включено во Всеобщую декларацию прав человека. Новая система безопасности обошлась бюджету в 2,8 млрд. рублей.

Интерфейс системы транспортной безопасности. Изображение: ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 870

Все опросы…