Истории

Два года без прогулок и связи - наказание для мигранта, если он теряет паспорт в Петербурге

Лица без гражданства из Центра временного содержания в Красном Селе жалуются, что их якобы годами держат взаперти, без связи и полноценной пищи. Один из таких мигрантов дошел до Европейского суда и может выиграть у Российской Федерации компенсацию более миллиона рублей.

Единственный в Петербурге Центр временного содержания иностранцев и лиц без гражданства (Красное Село, Кингисеппское шоссе, 53-Я) рассчитан на 176 человек. Обычно в нем содержатся 300-400 человек. Они ждут решения суда о выдворении и того момента, когда родное государство согласится принять их назад.

Хуже всего людям без гражданства. Их срок пребывания во «временном» центре может составлять три-четыре года, при этом условия там далеки от гостиничных. По словам мигрантов, людей выводят на короткую прогулку не больше двух раз в месяц, кормят мясом неизвестного происхождения (мусульман – свининой), не дают пользоваться мобильными телефонами, позволяют встречаться только с близкими родственниками, причем встречи проходят в помещении без естественного освещения и вентиляции.

Уроженец Узбекистана Роман Ким отбыл срок в изоляторе на территории России, на свободе потерял паспорт и угодил в Центр временного содержания. Сравнивая пребывание в СИЗО с двухгодичным сроком в Центре, он отдает предпочтение изолятору, где все регламентировано: свидания, передача корреспонденции, количество заключенных в камере и ее размеры. В Центре же, как утверждает Ким, все отдается на откуп начальника. При помощи Антидискриминационного центра «Мемориал» Ким обратился в Европейский суд по правам человека, требуя признать, что в отношении него нарушена статья 3 Конвенции о правах человека (пытки) и пункт 4 статьи 5 Конвенции: «Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным».

Рассмотрение дела еще не началось, однако правительство России уже признало неполное несоответствие условий в Центре статьям Конвенции. Такое признание содержится в ответе правительства на иск адвокатов.

«Лица без гражданства содержатся в Центре, пока не пройдет предельный срок заточения – два года, – рассказывает адвокат Ольга Цейтлина. – По идее, когда ясно, что человека невозможно выдворить, либо приставы, либо сам заявитель или его адвокат имеют право обратиться в суд, и суд может освободить человека. По аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом: подозреваемого лишают свободы, через два месяца, если следствие не успевает завершить расследование, он выходит с ходатайством о продлении срока содержания. В отношении лиц без гражданства суды такую процедуру почему-то не используют. Исключением является Пушкинский районный суд».

В 2011 выходец из Украины, лицо без гражданства Анна Лакатош получила компенсацию 30 тысяч евро у правительства из-за того, что условия содержания в изоляторе на Захарьевской улице не соответствовали нормам. «В деле Кима правительство на компенсацию не готово, – говорит Ольга Абраменко, эксперт Антидискриминационного центра «Мемориал». – В деле Лакатош против России формально решения Европейского суда не было, там было что-то вроде примирения. В то время, в 2010 году, еще не было Центра временного содержания, люди сидели на Захарьевской в помещении, которое было предназначено осужденным на 15 суток.

Решения Евросуда носят двоякий характер. С одной стороны, это исправление текущей ситуации, самого дела, а с другой – улучшений содержания по всей стране. Поскольку в деле Кима не будет примирения, то, видимо, последует реальное рассмотрение, будет решение и по самому Киму, и более широкое – по улучшению содержания в центрах содержания».

share
print