Общество

В маршрутках отказываются принимать «Подорожник»: «Деньги давай»

26 февраля 2014 15:08 Юлия Галкина
версия для печати
Распространенная проблема в Петербурге: водитель маршрутки отказывается принимать к оплате «Подорожник», мотивируя это тем, что «у вас на карточке денег нет, давайте наличными». При этом на «Подорожнике» лежит тысяча рублей – но поди докажи это. Пассажиры, ставшие жертвой «разводки», винят корыстных маршрутчиков; перевозчики говорят, что водители не то чтобы алчные, а, скорее, технически отсталые.
В маршрутках отказываются принимать «Подорожник»: «Деньги давай» Фото: Trend/Дмитрий Кутиль

Есть целые маршруты-«рецидивисты», на которые горожане жалуются постоянно, но без особого успеха. Например, у петербурженки Анны Виноградовой регулярно отказываются принимать «Подорожник» на маршруте №21 (ходит от метро «Ладожская» до Белорусской улицы): «Говорят, что якобы нет денег на счету. Обычно я в такой ситуации звоню их руководству. Мне неизменно отвечают: "Будем разбираться". В итоге я еду бесплатно». В анамнезе Анны около десятка однотипных эпизодов; причем, что интересно, с участием разных водителей. Наказали ли кого-то из них, Анне не докладывали.

«Мне вообще сказали: "У Вас карточка пустая", при балансе 800 рублей! – добавляет про 21-й маршрут другая горожанка. - Когда я попыталась выяснить, что написано на табло, выявилась другая причина: неисправен валидатор. Я дала 1000 рублей наличкой - сдачи нет. Выгребла всю мелочь и проехала за 22 рубля. Чувствовала себя неуютно».

Фишка, с которой последнее время сталкиваюсь, - демонстративное раздражение при виде «Подорожника», недовольство, бурчание. Не отказываются принимать, но делают с таким видом, будто это оскорбление.

Также жители Красногвардейского района часто жалуются на маршрут №92 («Ладожская» - шоссе Революции). Вот одна из таких историй, рассказанная в локальной группе «ВКонтакте»: «В 9 утра 28 января я пыталась оплатить проезд в маршрутке №92 картой «Подорожник». Водитель сказал мне, что карта не работает. Поверьте, такую историю я вижу не впервые на этом маршруте. Поскольку ругаться у меня не было времени, я пересела на трамвай», - написала петербурженка Ольга Мурзина. Она в итоге дозвонилась до компании-перевозчика, и ей рассказали алгоритм действий, которые необходимо предпринимать в подобной ситуации. Но хитрого водителя вряд ли накажут: жаловаться на него надо было без промедления.

Местный житель Дмитрий Ракитин тоже неоднократно попадал на «неработающую карточку» в 92-й маршрутке: «Случалось раза 3-4, последний раз – в середине февраля. Я в таких случаях обычно выражаю сочувствие водителю и за проезд не плачу. Пару раз звонил по этому поводу на горячую линию ГУ «Организатор перевозок», но там трубку не брали. Я это дело так и оставил».

Проблема – общегородская; вот что, например, пишет жительница поселка Шушары: «Водители не хотят принимать «Подорожник»: валидатор у них то не работает, то повторное предъявление показывает. Плюс фишка, с которой последнее время сталкиваюсь, - демонстративное раздражение при виде «Подорожника», недовольство, бурчание. Не отказываются принимать, но делают с таким видом, будто это оскорбление».

Горожане считают, что «живые» деньги водителю маршрутки проще присвоить – вот и борются маршрутчики с «Подорожником», как умеют. В лучшем случае заставят платить наличными; в худшем еще и снимут деньги с карточки - тогда проезд будет оплачен дважды.

Компании-перевозчики оправдываются.

Водители не успевают за ноу-хау

Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО «Третий парк»: «У нас в компании ведется статистика: согласно последним данным, количество пользователей «Подорожником» постоянно растет.

С учетом того, что это электронный платеж, который фиксируется, в «Третьем парке» есть определенный способ начисления водителю его доли в зарплату за работу с этим видом платежа. Не знаю, выгоднее ли это, чем взимание наличных. В любом случае, в нашей компании водитель, работая на коммерческих маршрутах с «Подорожником», никаких потерь не несет.

Да, бывало, что мы «ловили» водителей на отказах принимать «Подорожник». Это стереотип мышления: все всегда противятся чему-то новому. Он так привык, ему так комфортнее. А здесь (с электронными платежами – «МР») нужно делать определенные телодвижения. Это целая процедура.

Вы думаете, мы от хорошей жизни, имея на предприятии огромное количество дорогостоящей новой техники, выдаем ее водителям, приезжающим к нам откровенно на заработки?

Наши чиновники легко и быстро обучаемые, и они, как космический корабль, летят в светлую даль электронных взаимоотношений. Но забывают, с каким контингентом работаем мы. Так, наши автобусы стоимостью более 5 млн рублей «нафаршированы» ГЛОНАССом, видео-регистраторами. А подготовка водителей остается на уровне знания ПДД - и то не всегда. Вы думаете, мы от хорошей жизни, имея на предприятии огромное количество дорогостоящей новой техники, выдаем ее водителям, приезжающим к нам откровенно на заработки? Понимаем, что этот человек по миграционному законодательству через год уедет и, возможно, не вернется. А нам потом эту технику восстанавливать».

Жаловаться стали меньше. Видимо, от безнадеги

В пресс-службе ГУП «Организатор перевозок» рассказали, что если за 2013 год пассажиры пожаловались на проблему с «Подорожником» в маршрутках 2027 раз (примерно по 170 жалоб в месяц), то за последние три месяца (декабрь-февраль) пришло только 199 жалоб (по 70 обращений в месяц). Налицо сокращение потока жалоб в 2,5 раза. Но в ГУП считают, что причина может быть не в уменьшающемся количестве нарушений, а в отчаянии граждан: люди считают, что обращаться бесполезно – никого не накажут. Об этом косвенно свидетельствуют отписки, которые перевозчики присылают в ГУП: «проведен дополнительный инструктаж водителя по поводу работы с валидаторами…», «усилено внимание…»,  «объявлен выговор водителю Ханты-Малдаеву». За последние несколько месяцев не было ни одного ответа в духе: «водителя такого-то оштрафовали на столько-то».

«Проведен дополнительный инструктаж водителя по поводу работы с валидаторами…», «усилено внимание…», «объявлен выговор водителю Ханты-Малдаеву».

«Перевозчики не заинтересованы в работе с валидаторами. Они требуют с водителей «живые» деньги. Валидатор для них – как нож острый, - говорят в пресс-службе ГУП «Организатор перевозок». – Но нужно такие случаи не оставлять просто так. Люди должны знать, что каждый якобы «неработающий» валидатор – это попытка жульническими методами залезть к ним в кошелек». 

Эксперимент

Решаю в порядке эксперимента добраться на маршрутках с работы домой – из Василеостровского района в Калининский. Рядом с метро «Приморская» сажусь на маршрутку №120 («Питеравто»). Водитель молча, безропотно прикладывает валидатор к «Подорожнику»: все в порядке, деньги списаны. Вслед за мной входит девушка: «Вы принимаете «Подорожник»? Водитель кивает. Зачет.

Второй отрезок пути – станции метро «Спортивная»-«Академическая». Сажусь в маршрутку №175 («Третий парк»). Сцена повторяется: водитель молча берет валидатор (лежит рядом с куском поролона с прорезями, в которые вставлены рассортированные по номиналу монеты), снимает 35 рублей с «Подорожника». Зачет. Впрочем, в этой маршрутке я одна такая: остальные пассажиры расплачиваются наличными.

Ну что ж, как видно, далеко не все водители маршруток не любят «Подорожник».

Инструкция: что делать, если у вас отказались принимать «Подорожник»

Карту «Подорожник» принимают в петербургских маршрутках с лета 2012 года.

- Если вам говорят, что карточка не читаема, следует попросить, чтобы водитель продемонстрировал табло валидатора: там должна быть указана причина неисправности;

- если вы уверены, что с вашей картой всё в порядке, и денег на ней достаточно для проезда в маршрутке – следует сообщить, что сейчас вы обратитесь на горячую линию ГУП «Организатор перевозок» (телефон должен быть размещен в салоне маршрутки). Как правило, на этом инцидент исчерпывается: скорее всего, вам позволят проехать бесплатно - по закону вы имеете на это право;

- если водитель настаивает на своем, необходимо позвонить в претензионную службу ГУП «Организатор перевозок»: 8 (812) 576-55-55. Вы должны сообщить номер маршрута, госномер транспортного средства, фамилию водителя. Лучше всего звонить прямо из маршрутки: оперативную информацию проще проверить (по стандартной процедуре к маршрутке направят контролера).

Также можно оставить жалобу при помощи формы на сайте

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 876

Все опросы…