Истории

Алексей Бнатов: «Оплату за проезд по ЗСД нужно сделать справедливой»

По Санкт-Петербурге ходят слухи о грядущем повышении тарифов за проезд по Западному скоростному диаметру. За комментариями «Мой район» обратился к генеральному директору «Магистралей Северная Столицы» (МСС) Алексею Бнатову.

- Правда ли, что Вы собираетесь повышать тариф до 103 рублей? Насколько на ваш взгляд оправдано введение зональной схемы оплаты в случае ЗСД?

- Мы не планировали повышать его до 103 рублей. После введения второго участка на Юге тариф не подняли, из-за чего случился перекос: проезжающие лишь половину трассы платят столько же, сколько и те, кто проезжает весь участок. Оплату нужно сделать справедливой для всех владельцев автотранспорта. Таким образом, мы говорим о введении зональности и справедливого принципа оплаты за проезд для всех пользователей.

- Каковы актуальные данные о структуре грузопотока по ЗСД (по видам транспорта), насколько панируемые изменения затронут различные группы потребителей?

- Очевидно то, что ЗСД решает транспортную проблему. Это подтверждается спросом на действующие Южный и Северный участки дороги. Так, на Юге, где работает система платности и можно оперировать точными цифрами, в будний день ЗСД используют более 70 тысяч автомобилистов. Они платят за проезд по дороге, потому что она соответствует сегодняшней ситуации и требованиям, как города, так и автомобилистов. Кроме того, эти 70 тысяч автомобилей не едут по остальным улицам, разгружая их. Когда трасса будет полностью введена в эксплуатацию, по расчетам аналитиков, она возьмет на себя 20% трафика с Кольцевой автодороги, 80% из Портовой зоны, 40% трафика Васильевского острова, 15% трафика в Южных районах и 15% в Приморском районе. Этот трафик уйдет с улично-дорожной сети, так что от ЗСД выигрывают не только те, кто выбирает для себя качественную современную, скоростную магистраль, но и все автомобилисты города в целом.

- Почему южную и северную часть ЗСД строили за счет государства, на центральную выделает средства бюджет, а МСС получает право собирать доходы уже сейчас, не сдав даже ту часть, которую строит?

- Центральный участок является самой технически сложной частью Западного скоростного диаметра. Стоимость строительства Центрального участка, напомню, составляет 105,3 млрд. руб. (с НДС), при общей стоимость проекта в 212 млрд. рублей. МСС в соответствии с Соглашением о государственно-частном партнерстве привлекает в проект собственные и заемные средства в объеме свыше 69 млрд. руб. и берет на себя обязательство построить участок за три года. МСС обеспечивает финансирование и возвращает инвестиции в ходе эксплуатации трассы. Более того, МСС принимает на себя все затраты по содержанию принимаемых в эксплуатацию участков магистрали, включая текущий и капитальный ремонт дороги. Спустя тридцать лет с даты подписания соглашения ГЧП мы должны будем вернуть городу дорогу в таком же или лучшем техническом состоянии, чем то, которое было на момент передачи. Кроме того, отмечу, что на время строительства Центрального участка, все доходы, получаемые МСС от эксплуатации Южного и Северного участков, направляются на строительство Центрального участка.

- Сколько стоит проезд по Западному скоростному диаметру сейчас? Является ли этот тариф актуальным?

- На данный момент проезд по Южному участку, на котором взимается плата, составляет от 10 до 100 рублей в зависимости от времени суток и класса транспортного средства. Для легкового автомобиля проезд по ЗСД стоит 10 рублей ночью и 30 рублей днем. Дополнительные скидки на проезд предоставляются пользователям, заключившим договоры с Оператором. Максимальную скидку и, кстати, комфорт проезда, получают те, кто использует транспондер – устройство, позволяющее производить оплату бесконтактно. Фактически для оплаты не нужно полностью останавливать автомобиль и даже не нужно открывать окно. Тариф был установлен ОАО «ЗСД» еще в 2011 году, когда платность была введена за проезд по построенной тогда части Южного участка – от КАД до Благодатной улицы. Тариф не пересматривался после введения в эксплуатацию участка от Благодатной до Екатерингофки и ни разу не производилась индексация, несмотря на инфляцию.

- Помешает ли дорога судоходству и проходу маломерных судов (яхт)?

- Проект, который в соответствии с Соглашением о ГЧП реализует МСС, разрабатывался по заказу ОАО «ЗСД». Он получил все необходимые согласования и положительное заключение Главгосэкспертизы. В числе согласований есть и профильные организации,  и ведомства, управляющие судоходством. Согласован габарит моста и Объединенной судостроительной корпорацией. Насколько нам известно, мост в его нынешнем виде может ограничить заход в акваторию Невы считанных единиц судов. Они, вместе с тем, могут пришвартоваться в Санкт-Петербурге – у современных причалов нового Морского порта на Васильевском острове. В любом случае вопрос изменения проектных решений лежит вне компетенции МСС, такое решение может быть принято только Городом.

Комментарий

Александр Ерофеев, руководитель группы проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ

- Важно выработать новую единую концепцию технологического ценового аудита и то, как ее можно вписать в структуру дорожных проектов, чтобы при каждом новом проекте „не изобретать велосипед заново“, что, в свою очередь, позволит избежать рисков и повысит эффективность всего процесса в целом. Вопросы строительства платных дорог ведут за собой ряд других дополнительных вопросов, например, вопрос о том, насколько проекты ГЧП могут быть самоокупаемыми. Мое глубокое убеждение, что в российских условиях наибольшие шансы на успех имеют те проекты, у которых есть понятная доходная база».

share
print