Истории

Невротики становятся либо богачами, либо алкоголиками – или и теми, и другими

Треть женщин и 15% мужчин в Петербурге утверждают, что никогда не употребляли алкоголь. По другим данным, в Петербурге всего 22% трезвенников - это самый низкий показатель среди российских городов с населением более 1 миллиона человек. «МР» разобрался, каковы особенности петербургского пьянства и петербургской трезвости.

По данным опроса, который ГУП «СПБ Информационно-аналитический центр» провел в 2013 году, 64% совершеннолетнего населения Петербурга употребляет алкоголь. Доли мужчин и женщин, ранее употреблявших спиртное, но бросивших, практически равны (около 10%). Доля женщин, никогда не употреблявших алкоголь, вдвое больше, чем доля мужчин (32,8% против 15,6%). Наконец, выпивают один-два раза в неделю и чаще 17,8% (в пересчете на общую численность совершеннолетних петербуржцев это около 760 тысяч человек).

35% непьющих – довольно высокий показатель, в который не очень-то верится, особенно если проехать в пятницу вечером на общественном транспорте. В январском номере журнала «Экономическая социология» опубликовано исследование студента «Высшей школы экономики» Петра Мартыненко и доцента ВШЭ Яны Рощиной, из которого следует, что доля трезвенников в Петербурге всего 22% – самая низкая среди российских городов с населением более 1 млн человек.

Разницу в цифрах комментирует петербургский нарколог Олег Стеценко: «Это может показаться странным, но цифры ответов на вопрос: "вы не выпивали никогда?" или "вы сейчас не пьете совсем?" в обоих случаях довольно точные. Мы понимаем, что большинство употребляющих алкоголиков склонны преуменьшать величину своего употребления, но для них также неприемлемо понятие "вообще не пить". Чаще всего основа алкогольного алиби строится на том, что "пить нужно, иначе сойдешь с ума, но пить нужно в меру". Таким образом, вообще не пьющие люди вызывают у употребляющих алкоголь раздражение и страх. Которые трансформируются в подозрения и недоверие.

Как известно, герои нужны больному обществу. Очевидно, сегодня наше общество (возможно, даже не только российское) так устроено, что для того, чтобы стать более успешным, чем люди со средним достатком, нужно быть, по крайней мере, невротиком. Психопаты делают революции, а невротики-акцентуанты становятся олигархами.

Но если человек утверждает, что он совсем не пьет, это значит, что его отношение к предмету вопроса не искажено эмоциональной реакцией. Ему, пожалуй, можно верить - особенно в том случае, если вопрос поставлен категорично и очень конкретно, без возможности двусмысленной интерпретации. Приведенные цифры (ИАЦ и ВШЭ – «МР»), по-моему, не очень сильно отличаются. Я бы предположил, что в пределах допустимой статистической ошибки. Если бы первая была 5%, а вторая 89%, тогда это настораживало бы».

В исследовании ВШЭ приводятся и другие интересные данные. Среди женатых мужчин доля потребителей алкоголя (80,2%) больше, чем среди одиноких (67,9%). Среди украинцев и особенно белорусов потребителей алкоголя больше (75% и 80% соответственно), чем среди русских (70,6%), а среди татар – практически столько же (69,5%), а это противоречит представлению о том, что ислам – препятствие для потребления алкоголя.

Кроме того, подтвердилась гипотеза, что бедные и богатые пьют больше, чем люди со средним доходом. С этим согласен и Олег Стеценко: «Это говорит о том, как мы однобоко понимаем слово «маргинал». Margin в переводе на русский «граница». Маргинал, стало быть, человек, который находится в пограничном состоянии. Понятно, что есть люди, которые совсем не хотят заботиться ни о других, ни о себе, и потому находятся на нижней границе. Но почему люди, которые преуспели в жизни, тоже почти выходят за рамки психиатрической нормы? Не нужно говорить, что у них «стрессы». Эдак можно договориться до того, что у доярки стрессы, потому что председатель колхоза не закупил корма.

Как известно, герои нужны больному обществу. Очевидно, сегодня наше общество (возможно, даже не только российское) так устроено, что для того, чтобы стать более успешным, чем люди со средним достатком, нужно быть, по крайней мере, невротиком. Психопаты делают революции, а невротики-акцентуанты становятся олигархами. Если говорить бытовым языком: чтобы стать богатым, нужно обладать умением врать, пренебрегать мнением других, быть эгоистом, не ценить понятие чести. Не иметь совести или уметь с ней «договариваться». Это и есть описание типичной личности зависимого (будь то алкоголик или наркоман). Так что выходит, они пьют не потому, что у них стрессы, а потому, что они и есть алкоголики.

Как говорится, «каждый алкоголик пьет с горя и горе его в том, что он алкоголик». Не нужно искать причину снаружи, она внутри. Люди много пьют и потому, что им плохо, и потому, что им хорошо. Причем их «плохо» или «хорошо» будет сделано ими самими для себя».

Источники статистики:

«Аналитический вестник ИАЦ» № 7 (43) от 3 марта 2014, страница 3,
«Экономическая социология» № 1, январь 2014, страница 20.

share
print