Истории

Кадастры борются друг с другом за потребителя

Государственные структуры конкурируют между собой за право оформлять сделки с недвижимостью.

Недавно филиал кадастровой палаты по Санкт-Петербургу прекратил принимать у граждан документы на оформление недвижимости. Запрет был наложен на срок в две недели, которые вот-вот истекут. Очередей в связи с этим закрытием возникнуть не должно: документы по сделкам с квартирами успешно принимают 37 петербургских многофункциональных центров и собственно – управление Росреестра. Правда, МФЦ, в отличие от Росреестра, не могут оказывать гражданам дополнительные услуги: например, консультировать.

Напомним, петербургское управление Росреестра, оформляющее большую часть таких сделок, недавно переехало в здание Единого центра документов на улицу Красного Текстильщика, где созданы относительно комфортные условия для ожидания очереди. До 2010 года Росреестр (обыватели называли его Государственным бюро регистрации) размещался в здании на Васильевском острове, которое хоть и было специально выстроено для этой функции, но категорически не отвечало требованиям. Площадь зала ожидания составляла всего 500 метров, присесть было некуда, работали только 32 окна, а очереди (в голове которой обычно оказывалась сотня агентов, а уже потом стояли граждане, оформляющие документы самостоятельно) приходилось занимать с ночи. Ни о каких электронных очередях с талонами не приходилось и мечтать. Что уж говорить о бесплатном вайфае и кондиционерах. В ЕЦД Росреестр въехал на чрезвычайно льготных арендных условиях. Здесь и окон приема в два раза больше, и очередь поделена на три: отдельно проходят те, кто сдает документы, кто принимает, и кто пришел за выпиской. А для агентов организована своя очередь, на 40 номеров.

Кроме того, в том же здании работают и миграционная служба, и межрайонная налоговая инспекция № 15, и городское управление инвентаризации и оценки недвижимости. Благодаря этому часть сделок упрощается: несколько вопросов удается решить за один день, без излишних разъездов.

Но одно дело – получение выписки, а другое – оформление сложной сделки по регистрации долевых договоров во время сдачи большого многоквартирного дома. Вот здесь к управлению Росреестра есть претензии у Объединения строителей Петербурга. Строители жалуются на очередь, которая порой растягивается до 2-3 месяцев.  На заседании Штаба по снижению административных барьеров они приняли решение обратиться к губернатору Полтавченко, чтобы тот в свою очередь указал на эти недочеты главе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Наталье Антипиной. Представители Росреестра в свою очередь заявили, что в действительности никакой проблемы не усматривается, хотя в филиале Федеральной службы государственной регистрации РФ, кадастра и картографии (официальное название Росреестра) действительно имеется кадровый дефицит. И в этом году он только увеличится, потому что грядет сокращение персонала. Нагрузка на персонал огромная, а зарплата маленькая, отсюда текучка кадров. А текучка означает, что вновь прибывших работников придется еще долго обучать, а пока идет этот процесс, они почти наверняка будут совершать ошибки. Хуже всего, когда в Росреестр подается пакет документов, собранный с ошибками. В этом случае сотрудники Росреестра вынуждены исправлять и чужие проколы тоже: или, по крайней мере, объяснять посетителю, что их риэлтер не предоставил определенные справки, поэтому весь процесс по сбору и подачи документов придется вести заново. Нетрудно предсказать, какова будет реакция клиента. 

Когда ФГБУ «Кадастровая палата» наделяли полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию, при этом, не лишая тех же полномочий и Росреестр, – это давало повод надеяться, что ситуация оздоровится. Этого не произошло. Специалисты Кадастровой палаты принимают документы, не проводя никаких первичных проверок, не информируя клиента, что в сделке ему, скорее всего, будет отказано. В отличие от работников Росреестра, которые сразу указывают на наличие недостатков, если те помешают провести государственную регистрацию. В результате – двойной объем работ и еще большая волокита. Между тем сотрудники Кадастровой палаты получают за свои услуги деньги – 2500 рублей, в то время как Росреестр таких денег не получает. Перед госслужащим стоит выбор, где работать: там, где ему будут отчисляться проценты за платные услуги, и где не будут. Выбор, конечно, не в пользу Росреестра… Отсюда и текучка.

В ближайшие дни палата возобновит прием документов, и все вернется на круги своя. Печально, что не наладив работу одной госструктуры, хотя первые шаги уже сделаны, ее обязанности перекладывают на другую, и те начинают едва ли не конкурировать между собой.

share
print